Донецкий политехник, 17 июня 2002 г.


"Больше всего нас поразила
воспитанность американцев"

В начале этого года доцент кафедры прикладной экологии и охраны окружающей среды Ирина Викторовна Беляева выиграла грант Государственного департамента США по программе "Общественные связи" в рамках проекта "Гармония" на трехнедельную поездку в г.Питтсбург (США) и оказалась единственным представителем от преподавательского корпуса Украины. Мы попросили И.В.Беляеву ответить на вопросы редакции.

- Ирина Викторовна, как вы узнали о гранте и сложно ли было его получить?

- Я никогда специально не занималась вопросами получения грантов, поскольку не владею в достаточной мере английским языком. О программе "Громадські зв'язки" случайно узнала от своей знакомой. Это самая краткосрочная из всех программ, предлагаемых нам различными американскими фондами и американским правительством, причем не требующая знания языка. Всем, кто претендовал по ней на поездку в Америку, необходимо было заполнить достаточно подробную анкету с данными о профессиональной деятельности, ответить на вопросы о том, с чем бы мы хотели ознакомиться в США, на какие проблемы в области экологии обратить внимание. Вскоре после этого было проведено собеседование. Его результаты вместе с нашими анкетами были отправлены в Америку, где производился отбор кандидатов. Мне трудно судить, по каким критериям отбирались участники этой программы, но все они настоящие профессионалы, занимающиеся экологическими вопросами много лет. Возрастной состав нашей группы был от 30 лет и старше, причем большинству участников было 40-50 лет.

- Расскажите, пожалуйста, о программе своего пребывания в США.

- Программа пребывания была очень насыщенной. Ежедневно у нас было по две встречи. Это и посещение предприятий, организаций, занимающихся непосредственным контролем состояния атмосферного воздуха, и встречи с представителями различных общественных экологических организаций, которых в Америке очень много. Встречались мы и с представителями украинской диаспоры, рядовыми американцами, что позволило нам получить более полное представление об их образе жизни и проблемах. Культурная программа была тоже достаточно насыщенной. Мы побывали в Вашингтоне, осмотрели все его достопримечательности, посетили Питтсбургский оперный театр, зоопарк, птичий вольер. Все это произвело неизгладимое впечатление.

- А что из увиденного и услышанного вас больше всего поразило?

- Больше всего нас поразили культура, воспитанность американцев, их отзывчивость, готовность помочь каждому из нас. То, что мы увидели, никак не соответствовало привычному стереотипу американца, который зачастую формируют фильмы, демонстрируемые нашим телевидением.

Часто наши встречи проходили в главном корпусе Питтсбургского университета, который называют Храмом науки. Это здание действительно напоминает Храм и по своей архитектуре, и по поведению людей, обитающих в нем. Замечу, что американские студенты очень отличаются от наших. Мы не видели, чтобы они бегали по коридорам, громко кричали, толкались, бросали на пол пластиковые стаканчики, пакетики чая, бумагу и другой мусор. Ни на стенах, ни на партах не было никаких надписей. В просторном фойе корпуса стояли добротные деревянные стулья, столы, за которыми студенты в перерывах между парами могли заниматься или просто читать книги. Никто не устраивал там никаких единоборств, не сидел на столах. И возле корпуса мы не видели окурков, мусора, а также ни одного курящего студента. На переменах в студенческой столовой все стоят спокойно друг за другом, без столпотворений, окриков, попыток проскочить вне очереди.

Отличаются американские студенты и своим отношением к учебе. Они действительно учатся, а не просто присутствуют на занятиях, как это бывает у нас. После получения степени бакалавра они могут продолжать обучение, чтобы получить степень магистра. Такой степени как специалист у них не существует. Некоторые студенты после получения степени бакалавра устраиваются работать, чтобы иметь возможность продолжать обучение. Они платят за учебу немалые деньги и стремятся не просто получить диплом, а обязательно - хорошие знания, т.к. понимают, что это залог их будущего успеха в работе.

- Об экологической ситуации в нашем регионе не знает разве что ленивый. Проблем - масса, и одной из основных, на наш взгляд, является очистка питьевой воды. А поскольку государство не может гарантировать нам ее качество, то каждый решает эту проблему по-своему, используя различные фильтры, очистители и т.п. Есть ли у американцев необходимость самостоятельно заниматься очисткой воды?

- Станции очистки питьевой воды в Америке дают воду хорошего качества, и никаких дополнительных мер предпринимать в домашних условиях не требуется. В Питтсбурге при очистке воды в качестве коагулянта используют не сульфат алюминия, как на многих других фильтровальных станциях мира, а хлорид железа. Нам объяснили свой выбор таким образом: алюминий частично остается в питьевой воде, а об ущербе, который он наносит здоровью, в последнее время говорят очень много. Поэтому алюминий был заменен железом. На поверхности их питьевой воды нет привычной для нас белесой пленки и желто-коричневого осадка. Хотя проблему качества питьевой воды американцы уже решили, в ближайшем будущем все равно планируют внести некоторые изменения в технологии ее очистки, чтобы окончательно и бесповоротно разделаться с микроорганизмами, вызывающими расстройства желудочно-кишечного тракта.

Для Донецкой области очень злободневна также проблема отходов. В Питтсбурге мы ознакомились с системой сбора мусора, складирования, сортировки и переработки. По мнению наших специалистов, занимающихся отходами, эта система наиболее подходит и для нашей области.

- Что вы можете сказать о системе экологического образования в США в сравнении с нашей? Можно ли было бы нам что-то позаимствовать?

- Я не имела возможности детально ознакомиться с их системой экологического образования. Но могу сказать, что при обучении специалистов (даже менеджеров-экологов) дают очень хорошую подготовку по химии. Их лаборатории оснащены самыми современными химическими приборами, компьютерами.

Радикально отличаются их университеты от наших отсутствием постоянных студенческих групп. Там каждый студент имеет право сам выбирать, когда ему изучать тот или иной предмет, у какого преподавателя слушать данный лекционный курс. При такой системе обучения каждый раз студент занимается в другой группе, которая формируется только на время изучения данного предмета. Возможно, такая система обучения накладывает отпечаток и на поведение студентов. Они отличаются сдержанностью, ответственностью, индивидуализмом. За шпаргалки, списывание могут даже исключить из университета.

- Обсуждались ли во время встреч с коллегами вопросы сотрудничества?

- В беседе с Клифом Дэвидсоном из университета Карнеги-Меллон мы затронули вопрос о возможном сотрудничестве в области информации, обмена научной продукцией, учебно-методическими планами дисциплин, изучаемых будущими специалистами-экологами.

- А в чем, по вашему мнению, была основная ценность поездки? - Я думаю, главное не только в том, что мы получили представление об экологической системе Америки. Эта поездка способствовала также установлению связей между общественностью США и Украины.