Донецкий политехник, 18 февраля 2002 г.


Чудесное превращение.
Заметки молодого преподавателя

Состояние "первый раз в первый класс" знакомо многим, особенно школьникам и студентам-первокурсникам. Но оказывается, есть ещё одна категория людей, которая испытала его вновь. Это те, кто в нынешнем учебном году перешагнул порог университета в новом качестве - качестве преподавателей высшей школы. Я тоже вхожу в их число и с удовольствием поделюсь с вами моими новыми впечатлениями и эмоциями.

- Мамочка, я не хочу завтра в школу, опять мальчишки будут дразниться, и к урокам я не готов.

- Нет, сыночек, ты должен. Ну, во-первых, тебе сорок лет, а во-вторых, ты директор школы.

Происхождение человека - вопрос нерешенный. Происхождение преподавателей вопросов не вызывает. Все они произошли от студентов. И каждый студент хотя бы раз задумывался над этим чудесным превращением и где-то в глубине души мечтал: "Вот если бы я был преподавателем...".

По студенческой классификации молодые преподаватели делятся на две категории. У первых были счастливые студенческие годы, и он с уважением и пониманием относится к своим студентам, замечая при этом их достоинства и недостатки. Вторую категорию составляют люди, у которых их студенческая пора восторгов не вызывала. Теперь они сами стоят "над" студентами и имеют возможность "показать " им, чем приводят в трепет или тоскливую безысходность даже самых прилежных своих подопечных.

А теперь об этом таинственном превращении из студента в преподавателя глазами очевидца. Оказавшись по Ту сторону, видишь привычную жизнь в новом ракурсе. Первое - это новое чувство постоянной ответственности не только перед собой (знакомое хорошему студенту), а перед другими, недавними твоими собратьями, которые вовсе теперь не собратья, а твои ученики. И ученики эти совсем не знают, да и не должны знать, что к занятиям ты готовишься очень-очень старательно, намного старательнее их, и волнуешься при звонке на пару, и с облегчением вздыхаешь при звонке с пары. И ещё студенты не знают, что молодым преподавателям (а опытным и подавно) известны всяческие студенческие хитрости, например, ещё очень свежи в памяти тайные места хранения шпаргалок и искусные методики пользования ими. Слова: " Я учил ..." стали уже классикой студенческого лексикона, а нытье: "Ну, поста-а-вьте пожа-алуйста" приводит к обратному эффекту.

Хороший новоиспеченный преподаватель, помня своё состояние ничегонепонимания, старается (и иногда у него это даже получается!) учить, объяснять и преподносить так, как делали его лучшие преподаватели. И никогда от него не услышишь: " Как вы не понимаете?", потому что кто-кто, а "свеженькие" преподаватели очень даже хорошо помнят, как то или это очень даже может быть непонятно.

И ещё о новых ощущениях: странное осознание того, что пары прогуливать нельзя, что ходить нужно на каждую консультацию, что теперь можно писать в зачетках и не бояться сессии. Хотя сессия - тяжкое время не только для студентов.

Как по крупинке собирается студенческий опыт, превращающий абсолютного первокурсника в умудрённого выпускника, так же копится и опыт преподавателя, который должен научиться учить, уважать и быть уважаемым, идти вперёд по научной стезе и вести за собой других. Безоговорочно правы те, кто считает, что студенчество - лучшая пора жизни, независимо от того, в каком качестве ты ее переживаешь. Так что подумай, студент, каким бы ты был преподавателем. Задумайся и вспомни, преподаватель, каким ты был студентом. И давайте никогда не будем забывать, что все преподаватели произошли от студентов.

Дарья Макеева,
ассистент кафедры
начертательной геометрии и инженерной графики.