Донецкий политехник, 18 февраля 2002 г.


Модульный контроль - требование времени

На заседании "круглого стола", где был обобщен первый опыт применения модульного контроля ("Донецкий политехник", №16) подтвердилась известная истина: решение сложных проблем необходимо искать в дискуссиях, сравнении противоречивых, порой взаимоисключающих мнений.

Ключевым вопросом участников "круглого стола" был вопрос о формах и времени проведения модульного контроля. Понятно беспокойство преподавателей, вызванное тем, что экзаменационная оценка выставляется на основании модульного контроля, который проводится по отдельным разделам курса и к тому же в условиях ограниченного времени. Немало дополнительных трудностей возникает при проведении модульного контроля во внеурочное время.

Оживленная дискуссия на заседании "круглого стола" и после него состоялась по вопросу допуска к модульному контролю студентов, имеющих текущую задолженность по дисциплине. На категорическое "нет" одних следовал логичный вопрос других: а стоит ли лишать студента возможности позаниматься над курсом, тем более, что задолженность может возникнуть по уважительным или просто объективным причинам и будет ликвидирована до экзамена?

Как видим, серьезных проблем действительно немало, добавим к этому, что плохое исполнение может свести на нет результаты самых прекрасных замыслов. Так может быть отказаться от модульного контроля? Нет и еще раз нет! Ведь основная его цель- стимулировать систематическую работу студентов, а значит, в его широком применении заинтересованы и преподаватели и студенты, получающие кроме глубоких знаний еще и возможность освободиться от экзамена по результатам текущей успеваемости.

Думается, не будет преувеличением сказать, что судьба модульного контроля в большой степени будет зависеть от того, найдем ли мы такую форму контроля знаний, которая обеспечит, во - первых, четкие, понятные студенту критерии оценки знаний и, во-вторых, - максимально объективную оценку знаний за минимальное время проведения контроля в часы занятий.

Принципиально важно также найти такую форму контроля, которая бы стимулировала работу студентов по изучению текущего материала: не секрет, что в течение семестра, когда проводятся учебные занятия и время на подготовку ограничено, у части студентов просто опускаются руки. Видимо здесь как раз и важно подсказать им те вопросы курса, которые носят мировоззренческий характер и на которых прежде всего необходимо сосредоточить внимание.

И, наконец, необходимо привести в единую систему текущий, модульный и итоговый экзаменационный контроль. Методика проведения модульного контроля определена соответствующим Положением, утвержденным ректором от 24.10.01г. С учётом этого положения возможный вариант организации текущего, модульного и экзаменационного контролей, частично опробованных на кафедре ОПМ, мне представляется следующим.

1. В начале семестра лектор выдает академгруппе перечень вопросов по курсу, которые будут вынесены на модульный контроль и экзамен, а также перечень тем практических занятий с указанием тех занятий, на которых будет осуществляться текущий контроль знаний студентов (программированный, рейтинговый, устный опрос и др.). Вопросы по курсу в перечне условно разделены на две группы - два уровня знаний: в первую группу входят вопросы мировоззренческого характера, составляющие базу, суть дисциплины, во вторую - вопросы, носящие более частный характер.

2. Модульный контроль проводится два раза в семестр в часы занятий по дисциплинам, которые определяет деканат, продолжительность контроля - до одного академического часа.

3. Модульный контроль осуществляется в письменном виде. Студенты коротко излагают суть ответов на два вопроса - по одному из первого и второго уровней. Оценка "удовлетворительно" выставляется при полном ответе на вопрос первого уровня, оценка "хорошо" - на оба вопроса. Оценка "отлично" при модульном контроле не выставляется.

4. Итоговый экзаменационный контроль знаний студентов осуществляется в два этапа: первый - в письменной форме, второй - в устной. На первом этапе студентам предлагается, как и при модульном контроле, ответить на два вопроса - по одному из первого и второго уровней при тех же критериях оценки. Студенты, получившие по результатам модульного контроля оценку "хорошо", освобождаются от первого этапа экзамена, а студенты, получившие оценку "удовлетворительно" и желающие повысить её, отвечают только на вопросы из второй группы. Продолжительность первого этапа экзамена - до двух академических часов.

Во втором этапе экзамена участвуют студенты, получившие по результатам модульного контроля или на первом этапе экзамена оценку "хорошо" и желающие её повысить. На этом этапе студенты решают практические задания в виде задач, анализа конкретных или проблемных ситуаций, пользуясь конспектом лекций, учебной и справочной литературой с последующим собеседованием с преподавателем. На каждом этапе экзамена оценка не может быть ниже той, которая получена на предыдущем этапе или по результатам модульного контроля.

Специфика отдельных дисциплин, безусловно, диктует свои особенности методики проведения контроля знаний студентов. Вместе с тем накопленный опыт должен быть по возможности шире и быстрее использован в учебном процессе, поскольку цена здесь очень высока - глубокие знания студентов, которые приобретаются систематическим напряжённым трудом.

В. Блескун, доцент кафедры ОПМ.