Донецкий политехник № 3-4,
18 февраля 2003 г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

   В первом полугодии 2002 года в ДонНТУ было организовано новое подразделение - отдел учебно-методической работы (ОУМР).

   Мы попросили его начальника Г.Н.Манерова ответить на следующие вопросы редакции.


- Геннадий Николаевич, каковы основные цели ОУМР?

    Основной целью ОУМР является совершенствование научно-методической базы университета, необходимой для подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями европейских и мировых стандартов. В связи с этим дальнейшего развития и совершенствования требуют следующие вопросы:

- обеспечение доступности для всех студентов и преподавателей получения необходимой для учебного процесса информации через Internet;
- увеличение издания новых научных монографий, современных учебников и учебных пособий с грифом МОИ Украины;
- дальнейшее внедрение активных и индивидуально-ориентированных форм проведения учебных занятий с использованием современных компьютерно-информационных технологий;
- приведение в соответствие с отраслевыми стандартами высшего образования всех видов учебных планов, структуры и содержания курсовых и дипломных проектов (работ), отчетов по практике и научно-исследовательской работы студентов;
- обновление и расширение материально-технической и научно-методической баз учебного процесса с насыщением их компьютерами, современными приборами и оборудованием, электронными вариантами учебно-методической литературы всех уровней - от методических указаний до учебно-методических пособий и учебников с грифом МОИ Украины;
- обобщение и внедрение в учебный процесс новых методов обучения, соответствующих европейским и мировым системам образования.

   Все это обусловливает потребность совершенствования научно-методической работы университета на основе системного подхода.

- Какие основные функции возложены на ОУМР?

   Функции, возложенные на ОУМР, охватывают все аспекты, связанные с учебно-методической работой и сводятся к следующим:
- аналитические;
- организационные;
- учебно-методические;
- научно-методические;
- информационные;
- контрольные.

   Главное в работе отдела - обеспечение полноты и качества научно-методического обеспечения учебного процесса.

Что включает научно-методическое обеспечение учебного процесса?

   Научно-методическое обеспечение учебного процесса включает:

- отраслевые стандарты высшего образования;
- учебные планы;
- учебные программы по всем дисциплинам;
- программы учебной, производственной и других видов практик;
- учебники и учебные пособия;
- инструктивно-методические материалы к семинарским, практическим и лабораторным занятиям;
- индивидуальные семестровые задания для самостоятельной работы студентов по учебным дисциплинам;
- контрольные задания к семинарским, практическим и лабораторным занятиям;
- контрольные работы по дисциплинам для проверки уровня усвоения студентами учебного материала;
- задания студентам к модульному контролю;
- методические материалы для студентов по вопросам самостоятельного изучения литературы по дисциплине;
- методические указания к выполнению курсовых и дипломных проектов (работ) и другие материалы, которые определяют учебно-методические комиссии по направлениям подготовки и специальностям.

- Вы упомянули о широком внедрении в учебный процесс компьютерных информационных технологий. Не могли бы вы конкретизировать это?

    Использование ПЭВМ в учебном процессе должно получить широкое распространение, прежде всего, в следующих направлениях:
- оценка знаний студентов;
- дистантное обучение через систему Internet студентов заочников;
- в учебных системах автоматизированного проектирования;
- обучение студентов с использованием локальных компьютерных сетей;
- использование компьютерных программ и информационных баз данных при курсовом, дипломном проектировании и при выполнении лабораторных работ;
- виртуальные лабораторные комплексы;
- виртуальные базы практик;
- компьютерные тренажеры и обучающие программы;
- электронные конспекты лекций и учебные пособия;
- компьютеризованные аудитории;
- интерактивное управление технологическими процессами на учебных лабораторных установках и др.

   Мы должны стремиться к тому, чтобы каждый студент в начале семестра мог получить в электронном виде полный комплект учебно-методической документации по всем дисциплинам: график учебного процесса; индивидуальный учебный план; индивидуальный график изучения дисциплины; конспект лекций; сборник задач; методические указания к лабораторным работам; методические рекомендации к выполнению курсовых и дипломных проектов (работ) и т.д.

- Что вы имеете в виду, когда говорите о мониторинге трудоустройства выпускников?

    Становление рынка рабочей силы в Украине происходит на фоне реструктуризации производства и экономики страны, что приводит к снижению сферы занятости специалистов с высшим образованием по традиционным и повышению потребности в специалистах по новым специальностям.

   В этих условиях актуальным является оценка деятельности вуза, факультета и кафедры по подготовке высококвалифицированных специалистов. С целью получения объективной оценки конечного результата своей деятельности каждая выпускающая кафедра должна вести учет того, как её выпускники трудоустроены и продвигаются по службе, т.е. осуществлять мониторинг трудоустройства, который предполагает:

- 100% первичное трудоустройство выпускников;
- непрерывный сбор и обработку достоверной информации о продвижении выпускников по служебной лестнице;
- регулярные консультации выпускников по вопросам трудоустройства, проблемам производства, экономики и менеджмента, компьютерных информационных технологий и др.;
- анкетирование выпускников и руководителей предприятий на предмет повышения качества подготовки специалистов;
- привлечение выпускников: к воспитательной работе со студентами; к спонсорской поддержке ДонНТУ; к учебной работе нa условиях совместительства; к повышению квалификации в магистратуре, аспирантуре и докторантуре ДонНТУ;
- поддержание деловых контактов с выпускниками в рамках хоздоговорных работ;
- заключение срочных (на 5 лет) договоров с предприятиями на подготовку специалистов;
- разработку предложений по открытию новых специальностей (специализаций).

   Таким образом, основной целью мониторинга является повышение качества подготовки специалистов путем установления долгосрочных обратных связей с выпускниками, поддержанием деловых и человеческих контактов в течение всей их трудовой деятельности и жизни вообще.

- Что сделано ОУМР в 2002 году?

- Прежде всего, хотелось бы отметить, что наша работа осуществляется в тесном контакте с учебным отделом, информационным центром и НТБ университета.

   В 2002 году ОУМР разработаны основные документы, определяющие направления учебно-методической работы ДонНТУ: концепция учебно-методической работы; программа развития учебно-методической деятельности на 2002-2006 годы; концепция и программа воспитательной работы со студентами.

   В связи с повторной аккредитацией университета сотрудники отдела выполнили следующее: разработаны графики проведения комплексных контрольных работ(ККР) и контроль их выполнения; разработаны требования к составу, содержанию и порядку разработки пакета ККР, образцы билета ККР, критерии оценки выполнения задания ККР; созданы учебно-методические комиссии по направлениям подготовки и по специальностям; проведен сбор и анализ информации о состоянии учебно-методического обеспечения специальностей и дисциплин, о внедрении новых методов обучения, современных компьютерных информационных технологий и украинского языка в учебный процесс.

   Важной составляющей деятельности отдела является приобретение Министерских и разработка внутривузовских нормативных документов, регламентирующих различные аспекты методического обеспечения учебного процесса. Речь идет, прежде всего, об отраслевых стандартах высшего образования (ОКХ и ОПП) подготовки бакалавра, специалиста и магистра по всем направлениям подготовки.

   В осеннем семестре 2002-2003 учебного года начал работу семинар педагогического мастерства для молодых преподавателей. В декабре состоялся выпуск первых 20-ти слушателей. Показательно, что к участию в его работе проявляют интерес преподаватели других вузов города.

- Где размещается ОУМР?

- Отдел учебно-методической работы размещается во 2-м учебном корпусе, к.337. Отдел поддерживает оперативную связь с факультетами и кафедрами с использованием электронной почты.

Наши адреса:
metod@donntu.ru
oumr@donntu.ru