Донецкий политехник № 3-4,
18 февраля 2003 г.



ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

   В условиях нового, стремительно развивающегося "мирового информационного сообщества" информация становится таким же жизненно важным стратегическим ресурсом, как энергия - в "индустриальном". Только развитое высшее образование дает возможность перейти от производства материальных ресурсов к производству идей и технологий.

   Наш национальный университет, как один из флагманов политехнического образования в Украине, не может стоять в стороне от мировых образовательных процессов, на которые влияют три основных фактора государственная политика в области образования, уровень информатизациии и интернетизация информационных процессов. Причем последний фактор имеет в настоящее время решающее значение для повышения интенсивности и качества учебного процесса. Именно он позволяет сформулировать одну из важнейших задач современного высшего образования - обучение будущих специалистов умению адаптироваться в быстро меняющихся условиях смены поколений техники и технологий, умению постоянно переобучаться и развивать свои знания. В современном мире уже прочно закрепилось понятие "пожизненное обучение", растет класс "людей знания", возникает общество "интеллектуальных служащих", свобода которых базируется на их знаниях и прекрасных адаптационных возможностях.

   Для того, чтобы не плестись в арьергарде мирового прогресса, мы должны научиться решать в современных условиях задачу комплексного использования новых информационных технологий в учебном процессе. Именно научиться, потому что это достаточно трудная задача и для студентов, и для преподавателей, и для администрации. За время обучения студента в ВУЗе количество знаний в мире практически удваивается, причем многие устаревают уже в течение 3-5 лет. Поэтому особого внимания требует проблема опережающего образования, чтобы новые знания своевременно поступали в образовательную систему и были доступны студентам.

   Современные информационные технологии и мировое информационное пространство, доступ к которому открыт практически всем студентам с помощью университетской корпоративной сети, дают им возможность обращения к нетрадиционным источникам информации. И если они готовы будут ими воспользоваться, то это откроет совершенно новые горизонты для творчества, обретения и закрепления профессиональных навыков, позволит использовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов.

   В нашем университете практически готова материально-техническая база для создания единого научно-образовательного пространства Не ожидая директивных указаний, кафедра ПМИ вот уже три года занимается расширением образовательных горизонтов в рамках существующих учебно-методических структур. Мы понимаем, что парадигма Яна Каменского "учитель-учебник-ученик" в условиях интернетизированного общества безвозвратно устарела. Даже поверхностный анализ используемых учебно-методических приемов дает безрадостную картину, объясняющую часто печальные результаты сессии Давайте посмотрим на эти приемы.

   Первое. Абстрактное изложение теории на лекциях, не подкрепленное реально действующим примером или моделью, снижает эффект восприятия материала, ставит его в зависимость от степени доверия к лектору, а окончательное освоение откладывается до лабораторного занятия.

   Второе. Конспектирование, занимающее более 60% лекционного времени, оставляет мало возможности для проникновения в суть теоретического материала. К тому же изображение объемных структур и схем в конспекте практически невозможно. Поэтому используется прием переноса части материала на самостоятельное изучение.

   Третье. Развернутый по инициативе отдельного студента диалог с лектором часто авторитарно прерывается, так как приводит к срыву плана лекции. У некоторых студентов имеет место синдром страха быть осмеянным сокурсниками из-за количества или примитивности задаваемых ими вопросов.

   Значительно упростить эти проблемы позволяет кафедральная компьютерная лекционная аудитория, оснащенная мощным компьютером, мультмедийным проекционным аппаратом, визуализатором, выходом в Интернет, которая дает возможность демонстрации моделей, приемов и отдельных фрагментов программ непосредственно во время чтения лекций.

   На практических же занятиях вычислительная техника в руках каждого нашего студента одновременно играет роль объекта изучения и инструмента, с помощью которого он может сразу проверить любое теоретическое положение, кажущееся ему спорным ипи неочевидным. Для этого все лаборатории кафедры объединены в локальную сеть, имеющую свободный доступ к Интернет. На кафедральном сервере выкладываются конспекты лекций, методические пособия по лабораторным, курсовым работам и дипло-мированию Там же размещаются оригинальные разработки, выполненные студентами в процессе самостоятельного изучения программного материала. Таким образом, кафедра переходит к новой, более демократичной парадигме "ученик-учебник-учитель". Причем и учебник не похож на традиционный - он живой, динамичный, озвученный, с системой для самоконтроля знаний, и учитель может общаться с ним интерактивно.

   Конечно, такие перспективы не могут оставить равнодушными прогрессивных профессиональных преподавателей и их не менее прогрессивных студентов. На кафедре ПМИ успешно развивается совместная деятельность преподавателей и студентов по созданию и освоению учебного информационного пространства кафедры как первого шага к системе открытого образования, без которого немыслимо вхождение в мировой образовательный процесс.

Н.ГУБЕНКО, доцент кафедры ПМИ.