Донецкий политехник № 15,
19 ноября 2002 г.




По одну сторону баррикад должны находиться студенты и преподаватели

   На очередном заседании зам. деканов по организационно-воспитательной работе проректор В.И. Костенко коснулся одного из важных вопросов вузовской жизни - установлению основ педагогики сотрудничества между преподавателями и студентами, предполагающими прежде всего взаимную заинтересованность обучающих и обучаемых в достижении поставленной цели: качественного освоения знаний последними. При этом очень важно наладить регулярную обратную связь между преподавателями вуза и студентами. Ее обязаны осуществлять старосты групп, которые должны быть полномочными представителями деканатов в них. И если не наладить связь должным образом, то ни о каком качестве обучения и воспитательной работы говорить не придется. Преподаватели, а в особенности кураторы групп, должны постараться создать доверительные отношения со старостами, быть им добрыми советчиками и наставниками. Особенно это касается первокурсников, зачастую переживающих довольно болезненный переходный период от школьной системы образования к вузовской. Можно будет избежать многих трудностей, если старосты групп вовремя будут делиться с кураторами или представителями деканатов возникшими проблемами, а те - принимать необходимые меры.

   В нашем университете существует положительный опыт в работе тандема "преподаватель - староста" на МехФ. О том, как механикам удалось добиться успехов, рассказал председатель студенческого совета факультета студент группы Мех99 Сергей Бедарев.

   - Повышение уровня подготовки инженерных кадров- главная задача высшей школы, актуальность которой все время возрастает. Ее успешному решению препятствует ряд объективных и субъективных причин. Здесь и снижение уровня подготовки выпускников средних школ, неумение правильно организовать свой труд в течение всего учебного семестра, нежелание многих студентов стремиться к высоким достижениям в учебе из-за отсутствия четких жизненных ориентиров, привычки систематически трудиться и элементарной лени. Отсюда пассивность большинства, штурмовщина в конце семестра и в сессию, непрочные знания и низкая успеваемость.

   Стремление изменить сложившееся положение и повысить интерес студентов к учебному процессу привело к созданию в апреле нынешнего года студенческого совета факультета. В студсовет вошли старосты студенческих групп и профорг факультета. Кураторы групп и деканат также активно участвуют в его работе. Одна из задач студсовета на первом этапе - организация постоянного мониторинга учебного процесса на младших курсах. Объем учебных заданий на семестр по всем предметам известен (количество лабораторных, расчетных и контрольных работ, графических листов и т.д.). Выполненное задание отмечается старостой в специальной ведомости. Итоги подводятся ежемесячно. Отмечаем лучших и худших, но уже в начале семестра известно "кто есть кто". У всех есть возможность изменить свое положение в лучшую сторону. И это соревнование естественное. Никто не хочет быть последним, а первыми хотят быть многие. Упорно не желающие учиться приглашаются на заседание студсовета.

   Мы хотим найти ответы на ряд вопросов, например, какие объективные и субъективные причины влияют на успеваемость студентов и академгрупп в наибольшей степени, почему одна академическая группа учится лучше другой и т.д.

   На первом заседании студсовета представили старост первого курса, познакомили их со старостами второго курса соответствующих специальностей. Передача личного опыта тоже важна. Первый курс - наша главная забота. Проблемы первокурсников прежде всего связаны с большим объемом учебной нагрузки и неумением планировать ее выполнение. Иногда возникают субъективные проблемы в отношениях с преподавателями, которые оперативно разрешаются с помощью деканата. Главное - обозначить проблему! Мы планируем приглашать преподавателей на заседания студсовета, заслушать отчеты кураторов академгрупп. Поиск путей повышения интереса студентов к учебе, качество которой в большой степени определит их будущее и будущее нашего общества, продолжается!

   Некоторые пессимисты могут сказать, что на механическом факультете, одном из самых маленьких в вузе, легче вести такую работу. Но все же, при настоящей заинтересованности в деле и энтузиазме, положительные результаты не замедлят сказаться на любом факультете. В общих интересах приглашаем всех ответственных за учебно-воспитательную работу со студентами делиться положительным опытом своей работы на страницах нашей газеты.

Ольга Зимоглядова.