Донецкий политехник № 15,
19 ноября 2002 г.




Встреча философов в Ростове

   Любое научное сообщество живет и развивается тогда, когда воспроизводится и наращивается сеть профессиональных информационных коммуникаций. III Российский философский конгресс стал важной вехой в жизни философского сообщества России, стран СНГ и философов из дальнего зарубежья. Под стать человечеству, вступившему в XXI век с большим грузом проблем, оставшихся от крайне противоречивого XX века, и сама тема конгресса - <Рационализм и культура на пороге III тысячелетия>.

   Живой и заинтересованный разговор об извечных философских и мировоззренческих проблемах, а также проблемах, рожденных в ходе становления общества модерна и постмодерна (<философия хозяйства>, <биоэтика>, <философские и социальные проблемы экологии>, <философия синергетики>, <наука и паранаука>, <философия техники>, <техника, культура и окружающая среда в современном мире>, <философские проблемы виртуалистики>, <философские проблемы постиндустриального общества> и другие).

   Количественная характеристика конгресса представлена следующими показателями: участников - более 2 тысяч, секций - 25, колликвиумов - 6, <круглых столов> - 18.

   Конгресс открылся пленарным заседанием, определившим ближайшие и перспективные задачи философского сообщества. Доклады академиков РАН В.С. Степина и Л.Н. Митрохина, члена-корреспондента РАН Ю.А. Жданова, деканов философских факультетов и МГУ РГУ В.В. Миронова и Г.В. Драча, профессоров философских центров Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и Саратова охватывали темы рационализма, культуры и человека в современном мире.

   К качественным показателям работы конгресса следует отнести тщательную проработку проблем философии образования, гуманизма, ценностно-этических оснований бытия современной культуры. Фокус многих докладов, прозвучавших на конгрессе, свидетельствует о переориентации существующей деятельности парадигмы, которая породила отчуждение человека от мира природы, техники и самого себя, к диалоговой парадигме (парадигме общения), способной нацелить человека на соразмерные природе и культуре шаги деятельности. Такая постановка вопроса инициировала обсуждение проблемы статуса науки, научной и технической рациональности в структуре современной цивилизации. В частности, эта проблема широко обсуждалась на <круглом столе> <Философское наследие В.И. Вернадского и современность>, где мы работали. Здесь в очередной раз заострялись идеи Вернадского о ноосфере, создании единого мозгового центра планеты и необходимости их адаптации к современным социальным процессам, выработки действенного механизма решения общечеловеческих проблем.

   Тесно связанными с общетеоретическим осмыслением настоящего и будущего человечества являются проблемы этоса человека и общества. Нарастание груза глобальных проблем, усиление их динамики требуют от человеческого сообщества выработки этико-нормативных параметров деятельности (политико-правовой, социально-экономической, хозяйственной и инженерной). Не случайно эти темы превалировали в работе секций <Философия и проблемы глобализации> и <Этика>. В частности, немецкими учеными Хансом Ленком, Готтардом Бехманом, профессорами Бостонского и Белградского университетов Михаилом Полищуком и Югославом Райковичем будировались идеи создания <интегральной этики>, способные объединить в общее смысловое поле интересы и ценности обществ, находящихся на различных уровнях материального и духовного развития.

   Подводя общий знаменатель под информационной флуктуацией, обозначенной как III Российский философский конгресс, следует отметить: человечество, переваливая в новое тысячелетие и создавая проект стратегии жизни в XXI веке, обязано сохранить рациональные основания собственной культуры, ее базисные ценности - науку и искусство, религию и философию, образование и гуманизм.

Л.Алексеева, зав. каф. философии,
Д.Муза, ст. преподаватель,
участники конгресса.