Газета Донецкого национального технического университета
Главная    Подписаться на рассылку    Архив    ДонНТУ     
Донецкий политехник

«Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает»


Это высказывание Наполеона Бонапарта многие магистранты взяли в качестве эпиграфа к своим рефератам по дисциплине «Ораторское мастерство». Вот уже третий год как в магистерской образовательной программе появился предмет «Риторика» - филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех отраслях речевой деятельности, т.е. в разных жанрах письменной и устной речи.

Вот что говорят о роли и значении этого курса нынешние магистранты и выпускники.

Н. Павина (гр. АУП-06м). «Одним из важных событий в моей жизни станет защита магистерской работы. В этот ответственный момент огромную роль будет играть не только ее содержание, но и умение преподнести комиссии результаты своих трудов. А это не такая уж легкая задача. Я это знаю из личного опыта, так как за плечами не одно выступление с докладами на различных конференциях».

Е. Жукова (ЭПМ-07). «Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательным условием любого делового общения. К сожалению, в настоящее время таких знаний и умений не хватает многим деловым людям. Практически этого можно достичь только при знакомстве с деловой риторикой, с правилами верного обращения со словом, техникой его использования».

Е. Коваленко (СП-07м). ). «Умение правильно изложить свою мысль, проявить профессиональные качества, а также коммуникабельность позволяют достичь успеха в любом роде деятельности. В связи с этим я считаю, что предмет «Ораторское мастерство» является чрезвычайно важным для студентов всех специальностей, особенно технических».

На занятиях по курсу ораторского мастерства магистрантка группы ЭФ-07м М. Плотницкая откровенно заявила: «Сегодня, заканчивая магистратуру, я отчетливо поняла, что общение играет колоссальную роль в процессе управления. Осознавая, что в будущем нам всем придется делать публичные выступления, возникает вопрос: как же к ним готовиться, чтобы они были успешными?».

Защищая реферат, А. Боярченко из группы ЭФ-07м так обосновала выбор темы и свои устремления в будущее: «Я выбрала античное ораторское искусство, так как мне стало интересно, почему еще до нашей эры в небольшой стране под названием Греция зародились истоки красноречия. Эта страна славилась такими известными ораторами как Демосфен, Лисий, Исократ, высказывания которых мы цитируем до сих пор. А так как я собираюсь получить второе высшее образование юриста, мне бы очень хотелось достичь высокого уровня красноречия, внести свой вклад в развитие ораторского мастерства».

О.Абрикосова (ЭТ-07м), которой скоро предстоит защита магистерского диплома, в зачетной работе на тему «Приемы, используемые в ходе обсуждений и дискуссий и личные наблюдения за их практической реализацией» задается вопросом: «Что есть полезней – прослушивание лекций, посещение тренингов и семинаров или самообразование по литературе, посвященной любым отраслям человеческой деятельности? Склоняясь к первому, она замечает: «Мои личные наблюдения позволяют сделать вывод, что у преподавателей тренингов есть некий дар: во-первых, силы слова, во-вторых, силы убеждения – то есть талант оратора. Наверное, не зря исторически сложилось так, что мы называем, например, математику наукой, а ораторское мастерство искусством».

Подтверждением этому могут быть слова Цицерона: «Никто не обладает истинным и совершенным красноречием потому, что наука о вещах существует сама по себе, наука о речах – сама по себе, и люди у одних наставников учатся мыслить, у других – говорить».

Г. ЛЕВЧЕНКО,
профессор, преподаватель
курса «Ораторское мастерство»


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2008