Болонский процесс:
проблемы здоровья, физического воспитания и спорта

Согласно официальной статистике МОН Украины около 90 % студентов вузов имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья. При этом более половины взяты на диспансерный учет: у них имеются четкие признаки сформировавшейся болезни.

По данным медицинских осмотров, в настоящее время на диспансерном учете состоит 54 % студентов ДонНТУ. В 2003 году их было 39 %. Тенденция динамики неутешительна: с каждым годом контингент больных студентов возрастает почти на 4 %. За последние 5 лет число студентов, полностью освобожденных из-за состояния здоровья от практических занятий по физическому воспитанию и в группах лечебной физкультуры увеличилось в 4-5 раз, а в специальных медицинских группах со щадящим режимом - в 2 раза.

В.Гребняк замеряет параметры функционального состояния организма студента.

У них весьма распространенными являются нарушения разной степени различных функций организма и отклонение в осанке, которые характерны для предпатологических состояний. Поэтому они не вошли в число диспансерной группы.

Медицинские осмотры показали, что наиболее частыми у студентов ДонНТУ является болезни органов пищеварения (около 20 %) - в основном гастриты, холециститы, язвенная болезнь желудка; сердечно-сосудистой системы (более 16 %) - гипертоническая болезнь, болезни сердца; нервной системы (более 6 %) - вегетососудистые дистонии различных типов; органов дыхания (более 4%) - бронхиты и бронхиальная астма; эндокринной системы (около 4%) - ожирение, солевой диатез, диффузный зоб и др. Анализ этиологии доминирующих заболеваний у студентов показал, что основными причинами развившейся патологии являются отсутствие рационального питания, нарушение режимов учебы и отдыха, принципов здорового образа жизни, недостаточность физической активности, наличие вредных привычек, нездоровая экологическая обстановка в регионе.

Старший преподаватель кафедры физвоспитания и спорта Л.Г.Сергиенко

Здоровье - это не только одна из главных базовых категорий благополучия человека, но и необходимое условие успешности профессиональной подготовки, формирования жизненных позиций будущих специалистов. Уровень здоровья студентов - определяющий фактор эффективности каждого вуза: низкая работоспособность снижает усвоение знаний, уверенность в своих силах, конкурентоспособность выпускников, а также затрудняет трудоустройство их во многих отраслях промышленности с вредными условиями труда, что особенно актуально для нашего технического университета.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни - это мощный оздоровительный способ, который может существенно влиять на уровень здоровья и физическое развитие студентов. Они являются единственным реальным и экономически доступным средством для вузов Украины. Однако в западных университетах нет аналогичной по содержанию учебной дисциплины. Это дает повод некоторым руководителям вузов ставить вопрос о сокращении или исключении физического воспитания из учебных планов нормативных гуманитарных дисциплин и переходе на систему формирования спортивных клубов по аналогии с университетами Европы. Но для условий Украины такой путь неприемлем: у нас очень слабая спортивная инфраструктура, в то время как тамошним университетам принадлежат, как правило, лучшие в регионе спортивные базы и стадионы. К тому же традиция и мотивация к занятиям физической культурой и спортом у наших студентов ниже.

Поэтому такая реорганизация для вузов Украины не может быть удовлетворительной. Трансформация учебной дисциплины "Физическое воспитание" соответственно к требованиям Болонской декларации должна исходить из национальных особенностей, строиться на приоритете здоровья, быть его системообразующим фактором и идеологической основой мегаструктуры физического воспитания студентов (Н.А.Третьяков). Оценка достижений дисциплины по кредитно-модульной системе должна сводиться к объективизации показателей улучшения здоровья, физического развития и профессионально-прикладной подготовки каждого студента.

Регламентные документы МОН Украины о почасовой нагрузке по дисциплине "Физическое воспитание" неоднозначны и дают свободу выбора университетам. В ДонНТУ, как и в большинстве вузов, она установлена в размере 216 часов (в том числе факультативным): по 4 часа в неделю на 1-м и 2-м курсах, по 2 часа - на 3-м и 4-м. Для сравнения в России они составляют 408 часов, а в Белоруссии - 560 часов.

Такое количество часов явно недостаточно для решения вопроса укрепления и сохранения здоровья студентов. Результаты многочисленных исследований, в том числе и наших, свидетельствуют, что становление устойчивых механизмов адаптационных перестроек и оздоровления студентов происходит при 3-4-разовых (по 2 часа) занятиях в неделю. При этом необходимо, чтобы уровень бытовой двигательной активности (прогулки, ходьба, оздоровительная гимнастика и другие виды неинтенсивной деятельности) составляли ежедневно 60-90 минут.

Существующая система физического воспитания студентов имеет серьезные научно-методические недостатки. Это, пожалуй, единственная дисциплина, в которой не оцениваются комплексно основные результаты её деятельности: влияние арсенала способов физической культуры и спорта на состояние здоровья, физическое развитие и функциональное состояние организма. В настоящее время отсутствует нормативно-методическая база оценки этих качеств. В центре здоровья ДонНТУ проведены исследования по обоснованию методов количественной оценки качеств здоровья и физического развития. Аналогичные наработки имеются и в других вузах. Для обобщения имеющихся теоретических разработок и опыта мы внесли предложение о создании при Научно-методической комиссии по физическому воспитанию МОН Украины рабочую группу из ведущих специалистов по разработке критериев оценки здоровья, функционального состояния организма и физического развития с тем, чтобы утвердить их в качестве государственных по аналогии с существующими тестами по физической подготовке. Возможность использования информативных доступных экспресс методов позволит оценивать динамику результатов деятельности каждого преподавателя и коллектива, выявлять наиболее эффективные подходы, управлять процессом укрепления здоровья, физическим развитием в масштабах как отдельного вуза, так и в целом по Украине.

Дискуссионными являются суждения о месте спорта в университетах. Вопреки мнению отдельных чиновников в области спорта, позиция ведущих специалистов однозначна: спорт высших достижений, олимпийский, профессиональный не может культивироваться в вузах. Для этого имеются две основные причины: отсутствие финансовых возможностей (надлежащей материально-технической базы, дорогое обслуживание спортсменов и т.п.); спортивные рекорды давно превысили пределы человеческих возможностей и достижение их путем широкого использования допинга несовместимо со здоровьем спортсменов, противоречит нравственно-этическим нормам цивилизованного общества.

По мнению авторитетных специалистов, сегодня любые крупные соревнования - это соревнования фармакологических фирм, где спортсменам отводится роль гладиаторов в коммерческих бизнес-шоу. Большинство видов спорта высших достижений дает самый высокий процент инвалидов и импотентов в возрасте 25-35 лет, несовместим с долголетием. Статистика свидетельствует, что нет более вредной сферы деятельности для здоровья человека, чем профессиональный спорт.

Совершенно очевидно, что в вузах целесообразно направить все возможности (ограниченные!) на развитие физической культуры и массовых (любительских) видов спорта, которые способствуют укреплению здоровья, гармоническому развитию молодого организма, формированию дисциплинированности, волевых, лидерских качеств будущих специалистов.