Требуется существенная корректировка


В настоящее время в ДонНТУ апробируется модульный контроль (МК) знаний студентов как неотъемлемая часть кредитно-модульной системы организации учебного процесса. Эта работа, бесспорно, является актуальной и важной. Действительно, традиционные формы обучения уже недостаточны для решения вопросов его активизации и индивидуализации, повышения самостоятельности обучающихся, предоставления им действенных знаний и развития на их основе умений и навыков. Комплексно эти проблемы позволяет решать модульное обучение, но не вырванный из его контекста один только модульный контроль. В существующем в вузе "Положении о модульном контроле…" модуль трактуется весьма упрощенно - как завершенный раздел дисциплины. Из анализа разработок по теоретическим аспектам и внедрению модульной системы обучения следует, что реализация принципа модульности обеспечивается следующими основными педагогическими правилами:

- учебный материал надо конструировать таким образом, чтобы он в виде модульной программы или модуля обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей;

- учебный материал, охватываемый модулем, должен являться настолько законченным блоком, чтобы существовала возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующей комплексной дидактической цели из отдельных модулей;

- в соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные формы обучения, подчиненные достижению поставленной цели.

Из сказанного следует, что внедрение модульной системы обучения требует, прежде всего, разработку модулей, которые являются законченными блоками информации, включающими в себя целевую программу действий и методические руководства. При этом модули должны обеспечивать активное участие студента в работе с учебным материалом.

Таким образом, внедрение действительно модульной организации учебного процесса следует начинать с детальной проработки и создания модулей, отвечающих указанным выше свойствам. Количество модулей и их объем определяются структурно-логическими связями дисциплины и специальности и не могут регламентироваться никакими нормами, как это предлагается в существующем "Положении…". Поэтому внедрение модульной системы обучения начинать с модульного контроля нелогично.

Одной из целей внедрения МК, как указано в "Положении…", является предоставление студенту возможности изучения и сдачи теоретического и практического материала учебных дисциплин отдельными частями. На мой взгляд, это главная цель, которая преследуется внедрением модульных контролей. Такая постановка, наверное, имеет право на жизнь, но и она, к сожалению, не лишена недостатков.

Первое. Высшая школа готовит специалистов, имеющих определенный объем знаний и обладающих соответствующими навыками и умениями. Как известно, знания приобретаются при традиционной форме обучения путем изучения теоретического материала (лекции, работа с литературой). Навыки и умения формируются, в значительной мере, при выполнении лабораторных работ, практических и семинарских занятий, домашних расчетно-графических работ и др. Поэтому игнорировать эти виды деятельности при оценке успеваемости в целом по дисциплине недопустимо. Существующее "Положение…" обязывает преподавателей осуществлять модульный контроль даже тогда, когда студент по указанным формам обучения имеет задолженности, т.е в данном случае дифференцировано (с оценкой) оцениваются лишь теоритические знания. А умения и навыки - только в форме "зачет" в любое время до экзаменационной сессии. Такой подход ни в коей мере не может стимулировать создание условий для систематической планомерной работы студента в течение всего семестра. В любом случае качество выполнения лабораторных работ, расчетно-графических заданий и др. должно учитываться как в модульном контроле, так и при выставлении общей оценки по дисциплине в целом. На мой взгляд, студенты, имеющие по этим видам обучения задолженности, не могут иметь положительной оценки по модульным контролям, на основании которых выставляется общая оценка по всей дисциплине. При такой организации модульные контроли могут быть учтены как отдельный этап в рейтинговой системе оценки знаний.

Если рассматривать модульные контроли как средство облегчения студентам сдачи экзамена, то и в этом случае внедряемая система далека от совершенства. Освобождение студентов от занятий во время модульного контроля преследует цель предоставить им время на подготовку соответствующего блока. Что имеем реально? Пять модульных контролей в течение практически пяти дней, поскольку они планируются в часы, соответствующие расписанию. Опыт показывает, что возможна ситуация, когда один модульный контроль студент пишет на четвертой паре, а другой - на первой паре следующего дня. Таким образом, на подготовку у него остается один вечер, т.е. ровно столько времени, сколько было бы, если бы занятия не отменялись. При этом следует не забывать, что материал, выносимый на каждый модуль, составляет 50% объема всей дисциплины. Понимая это и не неся никакой ответственности за не сданные модули (впереди еще экзаменационная сессия), большинство студентов не особо усердствуют при их подготовке и сдаче. В этом, прежде всего, на мой взгляд, следует видеть причину столь низкой успеваемости, показанной студентами на модульных контролях. Даже при традиционной трехнедельной сессии (21 день) при сдаче экзамена в два приема (два модуля) на подготовку к каждому из них предоставляется уже два дня. При увеличении сессии на одну неделю, что, по сути, предусмотрено существующим положением, это время увеличивается практически на один день. Таким образом, с точки зрения предоставления студентам возможности сдавать экзамены по частям, более логичным является сдача отдельных модулей в единую сессию после окончания теоретического курса. К этому времени студенты обязаны рассчитаться со всеми задолженностями по всем видам занятий.

Высказанные соображения, основанные на личном опыте проведения модульного контроля, не претендуют на абсолютность. Однако, на мой взгляд, внедрение такой организации контроля знаний студентов на четырех курсах подготовки бакалавров всех специальностей является несколько поспешным. Существующее "Положение…" требует существенной корректировки на основе глубокого детального анализа и обсуждения на всех кафедрах и факультетах. Только в этом случае эффект от внедрения модульной системы обучения и контроля будет максимальным.

А.Ларин,
зав. кафедрою электрических систем