Что показал эксперимент


В этом учебном году на трех факультетах ДонНТУ, в том числе на ГГФ, проводится учебный эксперимент. Студенты 1 курса специальностей горного направления - М, Ш, БС и ТТР обучаются согласно экспериментальному графику: семестр разбит на две четверти, ряд дисциплин преподается в пределах одной, проводятся модульные контроли (МК), по результатам которых при отсутствии текущей задолженности выставляется семестровая оценка. Экзаменационной сессии нет.

Результаты осеннего семестра позволяют подвести промежуточные итоги и наметить перспективу на следующий год. По результатам первого модульного контроля число неуспевающих студентов в экспериментальных группах на 25-30% превышало среднее значение, которое мы имеем после сессии. В ходе проведенного анкетирования студенты выделили несколько причин плохой успеваемости:

1. Непонимание ими правил организации учебного процесса. Несмотря на доступность информации (беседы со старостами и профоргами на собраниях студенческого актива; беседы в группах со студентами; годовой учебный график и Положение об МК вывешены на стендах выпускающих кафедр), первокурсники почему-то считают, что не сдав модульные контроли, они смогут пойти на экзамен и получить положительную оценку.

2. Высокий уровень требований со стороны преподавателей наряду с несистематической работой студентов над изучаемым материалом (проработка лекций, подготовка к практическим и лабораторным занятиям, выполнение индивидуальных работ).

3. На общеобразовательных кафедрах не всегда строго соблюдается расписание консультаций по дисциплине. За один академический час в неделю преподаватель не в состоянии проконсультировать всех желающих. В связи с этим кураторы групп были ориентированы на постоянную разъяснительную работу среди студентов. По согласованию с преподавателями были составлены и доведены до сведения студентов графики дополнительных консультаций и пересдач МК1.

Результаты МК2 более положительны: в среднем на 20% уменьшилось число неуспевающих студентов. Однако по результатам осеннего семестра в некоторых группах мы были вынуждены отчислить до 20% студентов (как правило это те, которые так и не смогли пересдать МК1).

Принимая во внимание то, что главная цель организации кредитно-модульной системы обучения - повышение качества подготовки специалистов и поднятие их конкурентоспособности в пределах украинского и европейского образовательного пространства, считаем необходимым сделать замечания по организации учебного процесса, в том числе Временным положениям по МК и внести некоторые предложения.

Во-первых, решение, продолжать или нет эксперимент в следующем учебном году, надо принять безотлагательно. Вернее, это надо было сделать до составления учебных планов 2006 года набора (основного нормативного документа). Сейчас же потребуется их переработка с учетом существующих особенностей учебного графика, а именно наличия четвертей. Это необходимо для того, чтобы уменьшить количество дисциплин, преподаваемых в пределах одной четверти, и снизить нагрузку на студента.

На наш взгляд, отсутствие экзаменационной сессии и проведение полноценных (по 2 недели на каждый МК, а не по одной, как сейчас) двух модульных контролей должно в конце концов заставить студента работать равномерно в течение всего семестра, а не от сессии к сессии. Во всяком случае, такая схема целесообразнее той, которая реализуется в неэкспериментальных группах (когда есть МК и сессия). Результаты показывают, что в этом случае МК используют для получения экзаменационной оценки только хорошо успевающие студенты. Все остальные просто отдыхают во время их проведения.

Для эффективного внедрения кредитно-модульной системы принятие одного графика учебного процесса явно недостаточно, необходима слаженная работа всех кафедр: выпускающих (на их долю приходится основная педагогическая нагрузка на младших курсах) и общеобразовательных, умело скоординированная учебно-методическим отделом. Это то, чего сейчас явно не хватает.

В этих условиях, возможно, есть смысл попробовать несколько схем организации кредитно-модульного обучения по разным направлениям подготовки, не зацикливаясь на единой для всего университета.

Для обеспечения студентов полной информацией об изучаемых дисциплинах (общее количество часов, аудиторные часы, виды занятий, виды и количество индивидуальных работ, форма контроля; все это с привязкой к неделям четверти) и контроля с их стороны за внедрением кредитно-модульной системы необходимо для каждой группы разработать семестровый рабочий учебный план студента и довести его до их сведения до начала текущего семестра.

К началу семестра преподаватели должны в достаточном количестве подготовить материалы по учебно-методическому обеспечению дисциплины: рабочая программа с выделенными смысловыми модулями; конспект лекций; перечень контрольных вопросов, отражающих содержание смысловых модулей; методические указания к проведению лабораторных (практических) работ и самостоятельному изучению отдельных тем курса. При отсутствии печатного варианта материалы должны быть в свободном доступе в электронном варианте.

Считаем возможным разрешить пересдачу МК1 в течение всего времени до МК2.

В перспективе, при положительных результатах внедрения кредитно-модульной системы, возможно проведение модульных контролей по дисциплинам, форма контроля которых - зачет.

Думаем, было бы полезно провести встречу заместителей деканов тех факультетов, которые участвуют в эксперименте, и обсудить результаты эксперимента в учебно-методическом отделе. Любое нововведение должно заканчиваться конкретными выводами и рекомендациями на будущее.

А.Рязанов,
заместитель декана горно-геологического факультета