Кредиты и модули


"Поднимите руки, уважаемые коллеги, кто уже посмотрел последнюю серию "Гарри Поттера", - такой вопрос прозвучал на собрании преподавателей одного из наших факультетов. Ни одной руки не поднялось. По счастью, в студенческой аудитории реакция на этот вопрос иная. В чем же смысл - спрашивать наших "преподов" про Гарри Поттера? Если мы так активно идем в Европу, если мы поборники и движители Болонского процесса, то у нас с западными коллегами должны быть схожие, если не общие, интересы, мотивы, вкусы. У них упомянутая серия романов Роулинг популярна не в последнюю очередь потому, что там здорово передана милая сердцу (их сердцу) атмосфера хорошей доброй английской школы. Что ж, выходит, пока этот дух европейской школы у нас мало кому интересен.

А между тем "процесс пошел" - первые и недвусмысленные шаги под Болонским прапором уже сделаны. Наибольшие усилия приложены у нас к внедрению кредитно-модульной системы. Заметим сразу же, что кредитно-модульная система, конечно же, лишь часть, подсистема общей системы высшего образования. Последняя в свою очередь есть лишь часть, подсистема всей общественной и социальной организации страны. Часть должна соответствовать целому. Вряд ли найдется желающий усовершенствовать "Запорожец", запихнув в него коленчатый вал с Мерседеса.

Несоответствие систем видно невооруженным глазом и хорошо известно. Одной из определяющих причин кризисного состояния нашего образования является катастрофическое падение спроса на знания в обществе на стадии дикого капиталистического накопления. Несовместима с европейской наша система управления. Говорить на этом этапе хотя бы о возможности автономии украинского университета просто не приходится. К сожалению, наши вузы почти полностью утратили роль центров научных исследований. Нам (возможно, вместе с некоторыми другими странами СНГ) принадлежит печальный мировой рекорд - сведение к абсолютному нулю снабжения университетов современными научными приборами. Кстати, по этому признаку такие вузы вряд ли можно называть университетами.

В этой нелегкой ситуации внедрение кредитно-модульной системы встречает ряд сложностей. На самый первый вопрос: а зачем? - ответить просто. Затем, чтобы не отстать безнадежно и окончательно, не отделиться глухой стеной от быстро развивающегося мирового образовательного пространства.

В этом учебном году три факультета в порядке эксперимента перешли на "чистый" модульный контроль, студенты получают оценки по итогам двух модулей, без экзаменов. Каковы же результаты? По данным, приведенным первым проректором на февральском Ученом совете, более 37 % студентов имели в зимней сессии двойки, а более 10% - три и более двоек.

Мы возлагали большие надежды на модульный контроль (МК) как способ повышения успеваемости студентов. Идеология проста: к нам приходят абитуриенты, плохо подготовленные в средней школе, давайте дадим им возможность сложные вузовские курсы сдавать по частям; МК поможет им работать систематически. Ну и что же? Пока, похоже, мы получаем противоположный результат. Почему?

Думаю, первая причина лежит, скорее, в сфере психологии, мотивации к обучению. Большинство студентов восприняли такое изменение способа контроля их знаний как дальнейшее "зарывание планки", снижение требовательности, приглашение прогуляться за дипломом. Сошлюсь для иллюстрации только на неоднократно повторявшиеся примеры. Начнем со студентов, успешно сдававших МК. Некоторые после МК1 стали пропускать занятия, а то и вообще перестали ходить на них. Зачем, если все так просто? Многие студенты, сдавшие МК, удивлялись тому, что еще, оказывается, нужно выполнить лабораторные работы. Зачем, если у нас положительные оценки уже в кармане? Для усиления мотивации этой группы студентов уровень требований на МК, да и на текущем контроле, следовало бы, скорее, повысить.

Теперь о тех, кто сдавал плохо. Были студенты, пересдававшие более пяти раз МК1. Многим из них я давал один и тот же билет. И получал каждый раз все такой же практически пустой лист. Это после двух часов беспрепятственных раздумий над уже известными им вопросами! Ясно, что они и не собирались открывать книгу или конспект. Для таких студентов безразлично, какой уровень требований (кроме нулевого, разумеется) мы устанавливаем, мотивация к учебе у них отсутствует практически полностью.

Никуда не деться от бесспорного положения, что учеба - это труд, и труд напряженный. Когда мы говорим о недостаточной подготовке абитуриентов, то здесь отсутствие привычки и навыков систематической умственной работы куда опаснее недостаточного объема тех или иных конкретных знаний. Очень важен поиск взвешенного, разумного уровня требований при оценке знаний студентов, уровня, который трезво учитывает возможности реальной студенческой аудитории. Но такой поиск имеет смысл лишь при сохранении достаточно высоких требований к работоспособности в учебном процессе. Очевидно, необходима серьезная воспитательная работа по формированию этой работоспособности. Начиная с убедительного разъяснения кураторами ситуации с МК: это не просто проходная контрольная работа, она так же важна, как и экзамен.

Никуда не деться и от того факта, что для какой-то части молодых людей напряженный интеллектуальный труд может быть неприятен, а то и просто непосилен. Этот факт невозможно не учитывать. Сошлюсь снова на европейский пример. В Англии зачисление во все университеты (с 1996 г. даже в Оксфорд и Кембридж) проводится сейчас без вступительных экзаменов. В этой стране университетов раз в шесть меньше, чем в Украине, тем не менее конкуренция между ними в борьбе за поступающих достаточно жесткая. И все же действует четкая система отбора будущих студентов. Она срабатывает главным образом еще в средней школе. Большинство (примерно две трети) молодых англичан покидают среднюю школу после девятого класса. Те же, кто собирается поступить в вуз, обычно оканчивают еще два класса (так называемая "high school"). Для поступления в университет необходимо в школе сдать экзамены по ряду предметов, которые соответствуют профилю будущей подготовки, на высший уровень - уровень "А". Считают, что это очень серьезные экзамены.

Итак, отбор абитуриентов и отбраковка студентов, не желающих учиться несмотря на все усилия преподавателей, как ни крути, необходимы при любых, даже самых "эксклюзивных" обстоятельствах. Конечно, если целью пребывания в университете мы считаем учебу.

Ряд неудач в проведении МК связан с чисто организационными причинами и, при желании, могут быть легко устранены. В "экспериментальных" потоках на проведение МК планировалось две недели. Тем не менее были случаи, когда модульные контрольные следовали одна за другой, даже в один и тот же день. Когда же студенты могли подготовиться к серьезным испытаниям?

Плохо, что проведение МК по потокам в переполненных аудиториях облегчает жизнь любителям списывать. Беда не столько в самом списывании, я готов оппортунистически согласиться: ну, раз знает, что списывать, уже какой-то шаг вперед. Кроме того, это проблема преподавателя - можно ли списать по подготовленным им заданиям. Большая беда в том, что такая атмосфера мешает хорошим студентам выявить свои знания. Один из студентов пришел на пересдачу МК и написал свою работу на пять. Я позволил себе поспрашивать его устно (с некоторой опаской - ведь теперь устное общение со студентами запрещено!). Убедился, что у него вполне заслуженная пятерка. "В чем же дело? - Да разве можно было написать контрольную в той обстановке!". Его просто заклевали своими приставаниями соседи по парте.

Кстати, столь же не нормальная для вуза обстановка сложилась и в наших общежитиях. Студенты в один голос говорят, что там невозможно заниматься. Как тут еще раз не вспомнить Гарри Поттера, который со своими друзьями из класса Гриффиндор засиживался в лаундже за домашними заданиями далеко за полночь.

Безусловно, нужно навести порядок и с пересдачами МК. Не годится, чтобы они тянулись значительную часть учебного семестра. Нужно четче определить допустимое время пересдач. Видимо, целесообразно также к последнему в семестре МК допускать только тех студентов, которые выполнили учебный план.

Упомяну, наконец, и о таком принципиальном вопросе. Содержание модулей, конечно, должно соответствовать стандартам Минобразования по учебным планам нормативных дисциплин. По ряду направлений подготовки такие стандарты до сих пор не выпущены. А в ряде случаев они есть, но мы почему-то скромно об этом забываем.

В заключение: я не считаю, что МК лучше экзаменов, но раз того требуют обстоятельства, вполне может быть использован и модульный контроль. Однако для успешного запуска новой системы аттестации студентов необходима еще большая организационная работа и, самое главное, серьезнейшая воспитательная работа по формированию значительно более высокой мотивации студентов к учебе. Это важная задача как для преподавательского корпуса, так и для студенческого самоуправления.

В.Приседский,
зав.кафедрой общей химии