Закончилась зимняя экзаменационная сессия, улеглись первые эмоции, наступило время трезвого анализа. В университете на протяжении нескольких лет проходит реорганизация учебного процесса, направленная на повышение качества обучения, о чем мы уже писали в № 18 "Донецкого политехника" от 13 декабря 2007г.
В этом семестре на всех курсах бакалаврата экзамены в традиционном варианте не проводились, а семестровая аттестация была выставлена по результатам двух модульных контролей. У студентов было время для качественной подготовки к каждому модулю, созданы условия для систематической и ритмичной самостоятельной работы в семестре. Какие же результаты мы получили?
Успеваемость по базовому университету составила 61,1%, при этом оценки только "хорошо" и "отлично" получили 29,6% студентов. В сравнении с результатами зимней сессии прошлого учебного года успеваемость повысилась на 3,7%, а качество - на 3,4%. Как это оценивать?
Таблица 1 - Сравнительная успеваемость студентов в зимней сессии по курсам
Курс
|
Учебный год
|
Прирост успеваемости
|
2006/2007
|
2007/2008
|
1
|
52,0
|
56,5
|
+ 4,5
|
2
|
52,9
|
58,7
|
+ 5,8
|
3
|
58,8
|
60,0
|
+ 1,2
|
4
|
67,3
|
69,0
|
+ 1,7
|
Итого
|
57,4
|
61,1
|
+ 3,7
|
Ни для кого не секрет, что уровень подготовки в средней школе не соответствует требованиям школы высшей. И с каждым годом этот разрыв увеличивается. В таких условиях повышение успеваемости на 3,7% - несомненный шаг вперед. Ведь за каждым процентом стоят студенты, получившие больше знаний и умений, изменившие свое отношение к учебе. Это, на наш взгляд, стало возможным благодаря, прежде всего, организации учебного процесса с модульными контролями без экзаменационной сессии.
Тенденция к улучшению успеваемости отмечена на всех курсах бакалаврата (табл. 1). Заметное ее повышение на первом и втором курсах свидетельствует об улучшении адаптации студентов к вузовским условиям.
При организации учебного процесса без модулей в большинстве случаев выпускники средней школы, без особых затруднений поступившие в вуз, испытывали шок от огромного объема учебной нагрузки. И справиться с этим был способен не каждый. При отсутствии достаточных волевых качеств и навыков самоорганизации на фоне слабой школьной подготовки у студентов накапливалось много невыполненной работы к концу семестра и большой объем материала, выносимого на экзамены. Введение в учебный процесс двух модулей в каждом семестре приближает студентов к привычной школьной форме обучения (4 "четверти" в году), сокращает промежуток времени между отчетностью, способствует выравниванию нагрузки в течение семестра.
Что касается студентов старших курсов, то здесь, видимо, проявилось устоявшееся отношение к учебе, мало зависящее от формы ее организации.
Все ли возможности модульной организации учебного процесса реализованы? Очевидно, нет. Успеваемость на трех факультетах незначительно уменьшилась (табл. 2). На этих факультетах, равно как и на других, необходимо провести тщательный анализ итогов сессии и причин, мешающих использовать в полной мере преимущества модульной системы.
Введение двухмодульных семестров позволяет оптимизировать учебный процесс и реально управлять им. Одним из рычагов воздействия может быть изменение условий допуска к МК1. По существующему положению, к первому модульному контролю допускаются все студенты независимо от их текущей успеваемости. Этим мы позволяем большему числу студентов сдавать МК1, но в то же время подготавливаем почву для более низких результатов МК2, так как объем работы у студентов перед МК2 (с учетом отчетности и по первому модулю) будет больше.
Если допускать к МК1 студентов, которые полностью или частично выполнили учебный план, соответствующий первому модулю (что не всегда оправданно, особенно если лабораторные работы выполняются не фронтально), то результаты первого модульного контроля ухудшатся. В то же время уменьшится количество текущих долгов к концу семестра, что будет способствовать повышению результатов МК2 и семестровой аттестации.
Таблица 2 - Сравнительная успеваемость студентов в зимней сессии по факультетам
Факультет
|
Учебный год
|
Прирост успеваемости
|
2006/2007
|
2007/2008
|
ФГТУ
|
51,3
|
56,3
|
+ 5,0
|
ГГФ
|
59,4
|
65,5
|
+ 6,1
|
ФЭМА
|
64,8
|
62,2
|
- 2,6
|
МехФ
|
48,6
|
50,7
|
+ 2,1
|
ФМФ
|
54,8
|
69,4
|
+ 14,6
|
ФЭХТ
|
58,9
|
70,6
|
+ 11,7
|
ЭТФ
|
63,2
|
63,2
|
0,0
|
ФВТИ
|
51,6
|
50,1
|
- 1.5
|
ФКИТА
|
53,6
|
58,3
|
+ 4,7
|
ФЭМ
|
61,4
|
61,1
|
- 0,3
|
РТФ
|
44,5
|
63,0
|
+ 18,5
|
Итого
|
57,4
|
61,1
|
+ 3,7
|
Таким образом, варьируя требования к МК, можно оперативно влиять на учебный процесс и качество подготовки студентов.
Опираясь на полученные результаты, можно предположить, что в весеннем семестре результаты МК1 и семестровой аттестации также будут лучше, чем в предыдущие годы. Вероятно, и в следующем учебном году сохранится такая тенденция. Однако в дальнейшем организационный фактор исчерпается и потеряет свою определяющую силу. Тогда повышение качества подготовки студентов во многом будет зависеть от личностного фактора - повышения качества преподавания и мотивации студентов к обучению.
В.Костенко, проректор по учебной работе
Л.Васильев, зам. начальника отдела учебно-методической работы
|