ЧТО ПОКАЗАЛА ПРОВЕРКА

В конце марта государственная инспекция учебных заведений Минобразования и науки Украины осуществила плановую проверку 32 вузов Донецкой области, в том числе и ДонНТУ, по вопросам реализации ступенчатого высшего образования, внедрения кредитно-модульной системы, провела апробацию тестовых заданий по направлениям знаний "Инженерия" и анкетирование студентов и преподавателей по вопросам организации учебного процесса.

Мы попросили проректора В.И. КОСТЕНКО рассказать о том, какие выводы сделаны по итогам проверки нашего университета.

- Комиссия в составе пяти человек во главе с начальником отдела мониторинга качества высшего образования управления контроля за деятельностью вузов В.В. Алябьевой работала в нашем университете в течение недели. Приятно отметить, что по первому вопросу - состоянию реализации ступенчатого высшего образования - никаких претензий ДонНТУ не предъявлено. Вся документация, связанная с приемом документов от абитуриентов, соответствует букве соответствующих законов и нормативов.

Что касается внедрения кредитно-модульной системы, то здесь с целью более эффективного ее функционирования рекомендовано переработать структуру информационного пакета вуза и утвердить положение об индивидуальном учебном плане студента. У нас же имеется индивидуальный учебный план каждой группы, который, естественно, распространяется и на каждого студента этой группы.

Апробация тестовых заданий, разработанных преподавателями "Львовской политехники", была проведена в "Львовской политехнике", Донецком национальном университете и в ДонНТУ по нормативным дисциплинам по направлениям "Компьютерные науки", "Компьютеризированные системы, автоматика и управление" и "Компьютерная инженерия". По ее результатам выявлены расхождения объема и содержания рабочих учебных программ в разных вузах из-за отсугствия утвержденных типовых учебных программ. Тем не менее к чести наших студентов абсолютные и качественные показатели по дисциплинам "Основы программирования и алгоритмические языки" (группа ПС-05) и "Архитектура компьютеров" (группа ПС-04) оказались выше, чем в двух других вузах.

На основании результатов тестирования и рецензий тестовых заданий, подготовленных нашими специалистами, комиссия пришла к выводу, что пакет тестовых заданий по вышеуказанным дисциплинам и дисциплине "Организация баз данных и знаний" может в целом использоваться для контроля уровня подготовки студентов по направлению "Компьютерные науки". Пакеты тестовых заданий по направлениям "Компьютеризированные системы, автоматика и управление" и "Компьютерная инженерия" требуют значительной доработки.

Анкетирование проводилось в тех же 32 вузах. Из ДонНТУ в нем участвовало около 300 студентов и 250 преподавателей. Студентам предлагалось ответить на 14 вопросов, а преподавателям - на 22. Остановлюсь на некоторых из них. Из анализа анкет преподавателей обращает на себя внимание следующее:

- 49,23 % респондентов считают, что кредитно-модульная система способствует повышению эффективности оценивания работы студентов;

- 53,85 % используют информационные технологии;

- 56,06 % говорят, что не могут в достаточной мере заниматься научной работой из-за учебной перегрузки;

- 43,94 % тратят на подготовку к занятиям до трех часов в день;

- 31 % считают, что рейтинговая система оценивания работы преподавателей достаточно объективна, поэтому проведение анкетирования "Преподаватель глазами студентов" - объективный показатель (42,95 %);

При ответе на вопрос, что надо сделать для усовершенствования учебного процесса, 17,2 % преподавателей указали на необходимость пересмотра учебных программ, 14,5% - на необходимость повысить уровень компьютерного и материально-технического обеспечения.

Уровень методического обеспечения предлагалось оценить по пятибалльной системе. Четыре балла получили методические указания и курсы лекций, три - учебники и учебные пособия.

А вот некоторые, на мой взгляд, любопытные показатели, полученные при анкетировании студентов всех проверявшихся вузов:

- 35,47 % респондентов позитивно оценили введение кредитно-модульной системы, 33,09 % - негативно, треть опрошенных считает, что КМС надо усовершенствовать: сбалансировать расписание, устранить разночтения положений об оценивании знаний и переводе оценок в шкалу ЕСТ5 и укреплять материально-техническую базу вузов;

- уровень проведения аудиторных занятий, как и уровень обеспечения учебно-методической литературой, в целом по региону устраивает большинство студентов. Однако полную удовлетворенность по обеспечению литературой выявили всего 11,33 % опрошенных, удовлетворенными в достаточной степени оказались 34 %, полностью не удовлетворены 23,28%;

- треть студентов на самостоятельную работу тратит 2-3 часа в день, четверть - 3-4 часа и лишь пятая часть - более четырех часов.

Предложения по улучшению качества подготовки специалистов дали около 71 % студентов. Большинство из них считает необходимым разработать специальные учебные программы, соответствующие современным требованиям рынка труда, 15,6 % - улучшить учебно-методическую базу для ведения самостоятельной работы.

Большинство студентов считает, что полученные знания пригодятся им частично, 24% затруднились ответить и только один процент опрошенных полагает, что они им не пригодятся.

На вопрос, что наиболее мешает активному использованию КМС в учебном процессе, 49,85 % отметили нехватку учебной литературы и, что самое интересное, - отсутствие прилежания (45,83 %). Эта самокритичность студентов вселяет надежду на перемены к лучшему.