Образовательные модели для одаренных и талантлевых:
АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ

Делегация Донецкой области численностью пять человек, три из которых представляли ДонНТУ: помощник ректора и директор Технопарка А.Я.АНОПРИЕНКО, зав. кафедрой управления персоналом И.Б.ШВЕЦ и молодой доцент кафедры политологии А. А. ЯХНО побывали в США по специальной программе

"От имени правительства Соединенных Штатов..."

Приглашение, подписанное лично послом США в Украине, начиналось словами "От имени правительства Соединенных Штатов...". А вручила его в ходе визита в Донецк Колин Грефи - одна из ключевых фигур курирующих в Госдепартаменте США такое актуальное направление как "народная дипломатия". В ходе беседы с ней, кстати, выяснилось, что именно этому направлению на новом этапе развития международных отношений между США и Европой планируется уделить основное внимание. И именно Колин Грефи поручено курировать европейский вектор американских усилий в данном направлении, так как она имеет более чем 20-летний успешный опыт работы такого рода в Великобритании. Одним из внешних признаков изменения американских дипломатических приоритетов стало, в частности, закрытие вещания на Украину таких легендарных во времена холодной войны радиостанций, как "Голос Америки" и "Свобода", деятельность которых на новом этапе была признана неэффективной. В эпоху Интернет достаточно значимыми для внешней политики государства остаются лишь телевидение и непосредственное общение "лицом к лицу".

Идея реализации программы "Образовательные модели для одаренных и талантливых" созрела в ходе визита в Донецк и беседы с губернатором области В. И. Логвинен-ко новоназначенного посла США Вильяма Тейлора. Американское лидерство в образовательной сфере ни у кого ни сомнений ни особых возражений не вызывает. Образование -это, пожалуй, та сфера, которая определила современные успехи США во всех прочих направлениях. И именно поэтому Европа, отбросив традиционную гордыню в этой области, усиленно пытается перенять американский опыт. Так называемый Болонский процесс является одной из граней этого процесса. Все это определило особый интерес к поездке, который в полной степени оправдался. Визит оказался чрезвычайно насыщенным и плодотворным.

Международный центр "Меридиан"

Всю работу по организации визитов в США официальных делегаций, приглашаемых Госдепартаментом США по программам обмена, берет на себя, как правило, международный центр "Меридиан", расположенный в одном из старинных особняков в центре Вашингтона. С приема в этой организации начался и наш визит в США. В ходе состоявшейся при этом ознакомительной беседы мы, в частности, узнали о том, что наш визит осуществляется в рамках международной программы лидерских обменов, участников для которых отбирают обычно посольские комитеты из числа состоявшихся или потенциальных лидеров в самых различных областях. К 2007 году в активе данной программы насчитывалось более 180-ти действующих и бывших глав государств, а также более полутора тысяч министров различных стран. Участником такой программы была, например, Маргарет Тэтчер, проживавшая в период пребывания в США в семье Бушей. Было это еще до того, как Тэтчер стала всемирно известным политическим деятелем, а двое представителей семейства Бушей стали американскими президентами.

Первая программная встреча состоялась здесь же, в "Меридиане", с исполнительным директором Ассоциации одаренных детей Нэнси Грин, которая насчитывает восемь тысяч членов. В ходе беседы с ней мы узнали о том, что главное в работе с талантливыми детьми это не только их выявление и всемерная поддержка, но и возможность достаточно объективной оценки получаемого результата. При этом значение имеет не только и не столько традиционный так называемый коэффициент интеллекта (КЗ), сколько такой относительно новый интегральный показатель как "эмоциональный коэффициент интеллекта" (ЕЮ), позволяющий более полно оценить потенциал и уровень развития личности. По официально принятому Ассоциацией определению, одаренный человек - это тот, кто "демонстрирует исключительный уровень производительности (результативности) в одной или нескольких областях деятельности или имеет соответствующий потенциал".

Чрезвычайно важным является также отбор и подготовка учителей для работы с одаренными детьми. В новом законопроекте о высшем образовании есть даже специальный раздел, посвященный этим вопросам. Основными же критериями качества работы самой Ассоциации являются (как и для большинства других организаций такого рода) объемы привлеченных ресурсов, количество новых членов и уровень общественного внимания к проблемам, лоббируемым в Конгрессе и других государственных органах.

И еще о роли ассоциаций

Еще одна важная встреча состоялась в Ассоциации американских колледжей и университетов, насчитывающей чуть более тысячи преимущественно корпоративных членов. Одна из главных ее целей заключается в выработке общенационального консенсуса по части оценки качества образования. В числе других задач Ассоциации называлась и работа по пропаганде высшего образования. В частности, речь шла о программе "Большие ожидания", финансируемой Фондом Карнеги и направленной на привлечение как можно большего числа американцев к получению высшего образования. Это при том, что уже сейчас около 60-ти процентов американцев имеют какую-либо форму законченного высшего образования. Фактически перед американским обществом поставлена (пусть пока и в неявной форме) задача постепенного перехода к всеобщему высшему образованию, так как общественное мнение уже полностью согласилось с тем, что степень процветания страны прямо пропорциональна уровню образования ее населения.

Одной из главных задач всех ассоциаций США является лоббирование интересов их членов в законодательных и правительственных органах. Причем сам процесс лоббирования довольно жестко регламентируется соответствующим законодательством. Ассоциация, например, не имеет права тратить на лоббирование более 10 процентов своего бюджета. На работу с сенаторами и конгрессменами также может быть потрачено не более трехсот долларов в год на каждого. В Вашингтоне около Белого дома вам обязательно покажут пивную, где, собственно, и зародилась традиция лоббирования. Сам термин "лоббирование" произошел от английского "лобби", однокоренного со славянским "лоб" (отсюда и "лобное место"") и означающего всего-навсего "вестибюль". По легенде, именно в вестибюле упомянутой пивной первых американских президентов, ко- торые регулярно туда захаживали, ожидали разного рода просители, всегда готовые угостить президента пивом в поддержку своей просьбы.

Все на поддержку образования

Кроме встреч в различных ассоциациях запомнился также визит в Департамент образования США, расположенный непосредственно в районе Национального Мола. Из окон департамента виден Национальный музей космонавтики и аэронавтики и чуть дальше -здание Капитолия. Эта центральность положения является косвенным отражением того внимания, которое в США уделяется вопросам образования. Представитель Департамента образования выделил две важнейшие вехи в становлении современной образовательной системы США. Первая была связана с принятым в 1944 году так называемым "Биллем о Джи-ай", предоставившим возможность через специальное льготное кредитование под государственные гарантии получить высшее образование миллионам ветеранов войны. Считается, что именно это решение обеспечило в послевоенное время наиболее мощные финансовые вливания в систему высшего образования, а также привело к ускоренному формированию современного среднего класса, обеспечивающего прочную социальную устойчивость США.

Вторая веха связана с запуском первого советского спутника в 1957 году, когда американская система образования получила мощнейший импульс к обновлению, ставший следствием нависшей над США угрозы проигрыша в глобальном научно-техническом соревновании с Советским Союзом. Именно тогда были инициированы многие специальные программы по работе с одаренными и талантливыми детьми, давшие обильные плоды в последующие годы и обеспечившие, в частности, безусловное американское лидерство в области компьютерных и информационных технологий.

Более семи процентов огромного американского федерального бюджета тратится в настоящее время на образование. К этому надо добавить средства, которые вкладываются в образование на уровне отдельных штатов, составляющие иногда больше половины суммарных затрат местных бюджетов. Кроме того, бюджетные средства являются лишь частью, далеко не самой большой среди прочих источников финансирования образования. Например, в государственном университете Северной Флориды, в котором мы побывали, при годовом бюджете в 200 миллионов долларов различные бюджетные вливания составляют не более 70-ти млн. Остальное - это средства из прочих источников, четверть которых составляют различные пожертвования частных лиц и соответствующих фондов. Ежегодно около тысячи крупнейших колледжей и университетов США получают в качестве таких пожертвований около 25-ти млрд. долларов. При этом главными спонсорами американских вузов являются частные лица, пожертвования которых составляют почти половину данной суммы. Четверть всех пожертвований направляют своим альма-матер бывшие студенты университетов через особые ассоциации выпускников. Еще четверть всей суммы пожертвований поступает через различные благотворительные фонды, среди которых в последнее время одну из ведущих ролей стал играть Фонд Билла и Белинды Гейтс.

Высшая школа науки и технологий им. Томаса Джефферсона

Это один из наиболее впечатляющих примеров обеспечения специальных возможностей для обучения талантливых и одаренных. Школа расположена в пригороде Вашингтона. Подобно знаменитым советским специализированным физико-математическим школам это учебное заведение обеспечивает уникальный уровень подготовки старших школьников, но в отличие от наших школ не только и не столько в физико-математических науках, сколько в области компьютерных (и связанных с ними) наук. Центральным элементом прекрасной компьютерной сети школы является собственный суперкомпьютер "Крэй", а в лаборатории автоматизированного проектирования, например, в распоряжении школьников трехмерные принтеры и прочее уникальное оборудование, недоступное пока большинству украинских студентов. Неудивительно, что представители этой школы удерживают достаточно прочное лидерство по количеству наград, получаемых на различных международных конкурсах и соревнованиях в области компьютерных и информационных технологий. Надо отметить, что именно такой школы (или школ?) явно не хватает нашему индустриальному Донбассу, чтобы уверенно себя чувствовать в условиях грядущего информационного общества

И немного о многих других визитах

Кроме Вашингтона в чрезвычайно насыщенной 10 дневной программе нашего пребывания в США было посещение учебных заведений и образовательных организаций Северной Флориды и Северной Каролины. Потом мы посчитали, что в общей сложности, если вести отсчет от аэропорта в Борисполе, нам пришлось совершить за эти дни 8 перелетов.

Но зато список наших визитов пополнился уникальной Школой искусств имени Дугласа Андерсена во Флориде, уже упоминавшимся университетом Северной Флориды, департаментом образования округа Дюваль (Флорида), где мы были поражены степенью вовлеченности родителей в американскую систему образования на всех ее уровнях. Побывали мы также и в Общественном колледже Флориды, осуществляющим реализацию обширной программы дистантного образования.

В знаменитом "исследовательском треугольнике" Северной Каролины посетили недавно открытый медицинский колледж, созданный полностью за счет средств Фонда Билла и Белинды Гейтс, а также специальную Начальную школу для одаренных и талантливых детей. В числе прочих посещений были Совет по международным делам, возглавляемый бывшим сенатором штата Северная Каролина, Университет Северной Каролины в Чепель Хилл, Университет им. Дюка и другие учебные заведения и организации, рассказ о которых требует отдельного детального повествования.

В связи с этим члены нашей делегации приняли решение о подготовке книги по результатам участия в данной программе, выход в свет которой запланирован на лето текущего года. Кроме того, результаты поездки были доложены в областной администрации, где в рассмотрении ее итогов приняли участие глава администрации В.И. Логвиненко и его заместитель Б.И. Адамов. Было решено рассматривать визит как начало большой работы по переходу на качественно новый уровень в поддержке талантливых и одаренных детей региона, что особенно актуально в свете новой волны демографического кризиса в Украине, ведущей к резкому (почти в 2 раза!) сокращению контингента потенциальных абитуриентов в ближайшие несколько лет.

А.АНОПРИЕНКО, И.ШВЕЦ
-участники программы