Кафедра является одной из старейших в ДонНТУ - она создана в сентябре 1929 года и первоначально называлась "Детали машин". Ее основателем и бессменным руководителем на протяжении первых 22 лет был
выпускник Казанского университета, профессор Алексей Михайлович Первушин (1868-1957 гг.). Он внес весомый вклад как в подготовку инженерных кадров для индустриализации страны, так и в решение актуальных проблем
Донбасского региона того времени - проектирование нынешнего трамвайного маршрута №1, трубопровода системы водоснабжения города и др.
С 1951 года кафедру на протяжении 25 лет возглавлял профессор А.Л. Симонов. В феврале этого года мы торжественно отметили 100-летний юбилей Алексея Лаврентьевича. Он внес существенный вклад в развитие
горного машиностроения страны в качестве главного инженера Рутченковского машиностроительного завода, а затем в развитие нашего университета, возглавляя долгие годы крупную общеинженерную кафедру, будучи деканом
горноэлектромеханического факультета и проректором по учебной работе. Алексей Лаврентьевич Симонов - один из столпов того мощного здания, которое сегодня называется Донецкий национальный технический университет.
Имена заведующих кафедрой в последующие годы - тоже гордость нашей Alma Mater. Среди них крупные ученые, защитники Отечества, талантливые администраторы - доцент, к.т.н. Д.П. Кончатный (1975-1981);
доцент, к.т.н., декан механического факультета В.П. Алиферов (1981-1983); заслуженный изобретатель Украины, профессор, д.т.н. В.С. Горелик (1983-1997). В этом славном ряду профессор, д.т.н. П.М. Кондрахин - заведующий
кафедрой теории механизмов и машин, декан горноэлектромеханического факультета, председатель местного комитета, работавший на кафедре с 1996 по 1998 г., а также многие другие. Плодом их многолетнего творчества является
мощный фундамент современного общеинженерного образования.
В 1988 году кафедра была переименована в "Основы проектирования машин" в связи с расширением круга фактически решаемых задач. С 1996 года в ее состав на правах секции включена бывшая кафедра "Теория
механизмов и машин".
За 80 лет деятельности на кафедре получили общеинженерную подготовку более 60000 студентов. Среди наших выпускников известные ученые, руководители больших предприятий, крупные бизнесмены, политики и т.д.
Сегодня кафедра "Основы проектирования машин" осуществляет общеинженерную подготовку студентов-механиков всех профилей в нашем вузе и является опорной для родственных кафедр Донбасского региона.
Учебный процесс ведут 14 штатных преподавателей (в том числе два профессора, д.т.н.; шесть доцентов, к.т.н.) с использованием современных технологий обучения на русском, украинском и французском языках.
Учебный процесс кафедры охватывает спектр дисциплин, формирующих базовые представления в области современных методов проектирования деталей машин и механизмов общего назначения: "Детали машин", "Теория
механизмов и машин", "Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения", "Техническая механика и основы конструирования", "Компьютерное проектирование конструкторской документации".
На кафедре имеется аспирантура по трем специальностям - 05.02.02 "Машиноведение и детали машин", 05.02.08 "Технология машиностроения", 05.05.06 "Горные машины".
Сотрудники кафедры ведут научные исследования по широкому спектру актуальной проблематики машиностроения: повышение несущей способности и долговечности деталей и узлов зубчатых передач; совершенствование горношахтного оборудования; совершенствование техно-
логий и оборудования металлургического комплекса; повышение эффективности металлорежущих систем автоматизированного производства. В 2006 году кафедрой выполнена хозтематика объемом 30 000 грн. по заказу Ясиноватского
машиностроительного завода, в 2008 году - объемом 100 000 грн. по заказу ЗАО "Подшипниксбыт". По результатам научных исследований опубликовано более 600 научных работ (в Украине, России, США, Германии, Румынии, Польше и др.),
получено более 300 авторских свидетельств и патентов. Результаты исследований широко используются в промышленности, в том числе в виде лицензий с заграничными фирмами.
Ежегодно проводятся межвузовские студенческие олимпиады и научно-методическая конференция.
В последние годы кафедра интенсивно работает над совершенствованием системы общеинженерной подготовки студентов-механиков в связи с обозначившимися в ней актуальными проблемами. Одна из них - постоянно
увеличивающийся разрыв между непрерывно возрастающими требованиями к профессиональной квалификации представителей инженерного корпуса (в связи с очередным этапом мировой научно-технической революции) и уровнем вузовской п
одготовки студентов. В полной мере это относится и к подготовке будущих машиностроителей и энергомехаников, то есть студентов-механиков в нашем университете.
Основные причины отсутствия должного прогресса в обучении хорошо известны: практическое отсутствие финансирования для развития материально-технической базы вузов в течение последних примерно 20 лет;
недостаточный объем и несовершенство форм производственной практики; падение престижности инженерных профессий вообще, а профессий машиностроителей и механиков в особенности; прием недостаточно подготовленных абитуриентов,
устаревшие формы, модели и технологии обучения. Все это обусловливает отрицательный синергетический эффект.Причем в последние годы наблюдается тенденция к его усугублению.
В контексте сказанного наиболее актуальными и проблемными являются вопросы общеинженерной подготовки, в процессе которой формируется фундамент профессионального обучения - базовые системообразующие понятия,
умение практически применять полученные знания, решать комплексные задачи и т.д. Из приведенного следует логический вывод о насущной необходимости изменения концептуального подхода к общеинженерной подготовке
специалистов в рассматриваемой сфере, разработке соответствующих модели и технологии обучения.
Кафедрой разработана и последовательно реализуется концепция совершенствования подготовки студентов-механиков, в основу которой положены следующие основные посылки:
1. Совершенствование общеинженерной подготовки в общем русле требований Болонского процесса и в соответствии с программными установками Національної доктрини розвитку освіти України у ХХІ столітті.
2. Использование как классических, так и современных направлений и методов активизации познавательной деятельности студентов (методы активного обучения и др.).
3. Учет специфики производственных процессов предприятий горно-металлургического комплекса Донецкого региона.
4. Использование инновационной модели обучения, органической частью которой являются информационные технологии.
5. Усиление научно-исследовательской компоненты учебного процесса.
6. Непрерывное повышение уровня общеинженерной подготовки на протяжении всего срока профессиональной деятельности специалистов.
Ключевой среди них считаем применение разработанной и внедренной в учебный процесс кафедры инновационной модели, парадигмой которой является активация познавательной деятельности на основе органического
сочетания классических канонов и современных новаций педагогической науки с арсеналом прогрессивных технических средств обучения. Ведущая инновационная идея модели заключается в построении учебного процесса на основе
методов активного обучения в сквозной компьютерной среде высокотехнологичного специализированного программного обеспечения, адаптированного к проведению учебного процесса.
Общая концепция модели, а также направления ее совершенствования обсуждались на ежегодных региональных научно-методических конференциях, проведенных кафедрой в 2004-2009 гг.
Для реализации модели разработан и внедрен в учебный процесс соответствующий методический комплекс. Его органической частью является система автоматизированного проектирования изделий машиностроения,
разработанная в научно-техническом Центре АРМ WinMachine (г. Москва). В 2005 г. фирма WinMachine предоставила кафедре грант для реализации модели в виде лицензионного программного обеспечения на сумму порядка 800 000 гривен
в современных ценах.
Критерием успешности применения модели (качества обучения на ее основе) считаем не субъективную оценку, которую преподаватель выставляет по сути сам себе, а оценку работы и квалификации преподавателей и
студентов кафедры на профессиональных конкурсах различного уровня, в том числе на всеукраинских и международных. В качестве иллюстрации приведу некоторые примеры только за 2008/2009 уч. год.
В мае 2009 года на конкурсе профессионального мастерства работников высшего образования, проведенного Донецкой облгосадминистрацией, опыт нашей работы получил высокую оценку в виде присуждения победы заведующему кафедрой, который участвовал в этом конкурсе.
Студент гр.МАШ-05 Д. Макаренко с работой, выполненной на кафедре, стал победителем Всеукраинского конкурса студенческих научных работ в области знаний "Машиноведение" 2008/2009 уч. года. Студенты третьего
курса группы МАШ-06 В. Поротников, А. Мамонтов, Д. Волошин заняли первые места в конкурсе на лучшую студенческую работу в учебных заведениях России и стран СНГ "Система автоматизированного проектирования АРМ WinMachine в
образовании 2009", а студенты группы КПО-06 А. Галич, Н. Подобедов, А.Пономарев - третьи, представив курсовые проекты по дисциплине "Детали машин".
Конечно, есть у нас, как и у всех, много проблем и нерешенных задач. К сожалению, постоянно и системно сокращается объем наших базовых общетехнических курсов - "Детали машин", "Теория механизмов и машин",
"Взаимозаменяемость, стандартизация, технические измерения", практически полностью изъяты расчетно-графические работы по этим дисциплинам. Это порождает столь же системные проблемы как при освоении названных курсов, так и в
дальнейшем при изучении специальных дисциплин (при слабой общеинженерной подготовке трудно рассчитывать даже на удовлетворительное их освоение). Не решается пока и вопрос создания на кафедре мультимедийного класса, так
необходимого для развития и расширения области применения разработанной модели обучения. Есть и другие печали и заботы.
Однако, оглядываясь на 1929 и последующие нелегкие годы, понимаем, что отцам-основателям кафедры и продолжателям их дела было не легче. А поэтому, следуя их примеру, стараемся работать усердно и творчески,
сохраняя и по возможности приумножая доставшееся от предшественников наследство.
В.НЕЧЕПАЕВ, зав. кафедрой ОПМ
|