Газета Донецкого национального технического университета
Главная    Подписаться на рассылку    Архив    ДонНТУ     
Донецкий политехник

От эпидиаскопа до телекомпьютерной техники

До середины 60-х годов прошлого столетия в учебном процессе нашего вуза "почетное место" устойчиво занимал эпидиаскоп - технический презентатор статической наглядности. Эпидиаскоп на кафедре свидетельствовал о высоком уровне технической оснащенности преподавания многих дисциплин. Однако во второй половине 60-х годов произошел резкий скачок в развитии науки и техники. Научно-технический прогресс потребовал, с одной стороны, поднять уровень научности преподавания, а с другой - создания и внедрения учебных технических средств нового поколения: от простых конструкций, заметно повышающих эффективность проведения аудиторных занятий, до сложных макрокомплексов, преобразующих кардинально ход и содержание процесса обучения.

Чтение лекций для студентов-заочников из студии областного телевизионного центра, начатое в 1965 году, и дальнейший опыт ведения занятий показали, что, несмотря на оригинальность удаленной от условий обучения инновации, она не станет реальной модернизацией системы образования. Причины этого крылись в следующем: во-первых, сразу же сказались удаленность и ощутимая отчужденность социального телевидения от жизни нормативного обучения; во-вторых, - полная зависимость от техники находящегося внутри средства педагога, не имеющего возможности ни по времени, ни по образовательным нормативам осуществить объективизацию функции преподавателя; в-третьих, - это телевидение было вызвано социальным заказом и находилось полностью в парадигме общественного вещания. Такая модернизация образовательной системы не могла принести планируемого успеха ни по параметру эффективности, ни по параметру качества образования.

В сотворении задуманного технико-технологического чуда, иначе тогда его нельзя было назвать, имели место слова А.С. Пушкина: "и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг, и случай бог изобретатель". И вот благодаря усилиям и стараниям ректората и талантливого коллектива ДПИ в 1969 году создание телевизионного красавца было завершено. А уже в 1970 году на ВДНХ он заслуженно получает диплом I степени, а создатели - золотую медаль, серебряную и две бронзовые.

В дальнейшем пошел поиск скрытых возможностей учебного, методического и технико-технологического потенциала телевизионной системы, превзошедшей представление о ней как об аудио-визуальном средстве. Телецентр стал настоящей творческой лабораторией и полигоном педагогических экспериментов. В результате исследований УЗТС автором этих строк была защищена (одна из первых в стране) диссертация по методике обучения иностранным языкам с использованием УЗТС.

Широким фронтом развернулась в учебном телецентре практическая преподавательская деятельность. Большой популярностью у студентов пользовались лекции наших ученых: К.Б. Шульгина, С.А. Жеданова, Ф.И. Евдокимова, Т.Б. Надтоки, В.М. Пристром, А.Ф. Коломийца и др.

Учебное телевидение внесло весомый вклад в развитие технологии программированного обучения. Воспроизводимость процесса обучения и его результатов, эталонизм, перевод акустического сигнала в визуальный стали принципами как программированного, так и ныне утверждающегося модульного обучения. Развитие телевизионной и компьютерной техники и других видов технических устройств, широкое применение их во всем многообразии учебного процесса закономерно привели к созданию отдела технических средств обучения как автономного подразделения вуза с его специфическими задачами. В настоящее время сотрудниками отдела ТСО ведется очень интересная и важная исследовательская работа по соединению телевизионной и компьютерной техники, порождающая новые доныне не существовавшие гибридные системы, учебные, информационные и другие, возможности которых еще далеко не раскрыты.

Это свидетельствует о реальных перспективах дальнейшего развития ТСО, хотя и сегодняшний уровень функционирования отдела в сферах обучения, науки, воспитания, просвещения в университете трудно переоценить.

За годы своего становления отдел ТСО стал известен далеко за пределами нашего вуза. Он приобрел богатый опыт сотрудничества с другими подобными подразделениями - как в стране, так и за рубежом. Это вузы Германии, Китая, Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени и Екатеринбурга.

За 40 лет существования в отделе ТСО в разное время работали и ныне работают свыше 100 сотрудников. Значительный вклад в дело разработки учебной техники и ее применения в образовательном процессе внесли В.И. Бакланов, Б.Е. Иванов, В.П. Лакомов, В.В. Фоломеев, Н.Н. Соломченко, Л.А. Куршина, А.П. Пыхтин, Н.Н. Степанов, Р.П. Коваленко, И.Е. Коллэ, А.В. Кораблинов, В.А. Каунников, Н.И. Концесвитняя, Н.Ю. Горбутяк, Н.Н. Маркина, А.А. Гарматенко.

Хочу выразить глубокую признательность и уважение Виктору Ивановичу Бакланову, стоявшему у истоков зарождения и создания такой уникальной системы технических средств обучения и осуществляющему по сей день руководство этим замечательным отделом.

С глубоким уважением
профессор Г. ЛEВЧЕНКО


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2009