Газета Донецкого национального технического университета
Главная    Подписаться на рассылку    Архив    ДонНТУ     
Донецкий политехник

Конспектированию тоже надо учиться

Конспектирование лекций - неотъемлемая и очень важная часть процесса обучения в вузе. Конспект - это краткое (именно краткое) изложение лекции, книги или другой информации. Основные положения лекции преподаватели вуза обычно излагают в более медленном темпе и их можно записать без особого труда. При наличии навыков можно законспектировать до 150-ти слов в минуту. Поэтому очень важно уже с первого курса работать над совершенствованием приемов конспектирования.

Известно несколько видов памяти: слуховая, зрительная, двигательная (моторная), логическая; их сочетание позволяет понять, усвоить и запомнить учебную информацию. Очень редко встречаются студенты, которые не конспектируют лекции, полагаясь на слуховую и зрительную память, но в подавляющем большинстве случаев конспектирование необходимо даже при наличии учебников (а тем более при их нехватке).

Конспект как бы суммирует и обобщает увиденное и услышанное, при этом процесс писания помогает запоминанию. Студент знакомится с новыми понятиями, терминами, законами, определениями; вслед за лектором он о смысливает информацию и фиксирует ее в конспекте, который оказывает существенную помощь при подготовке к экзамену. Основой рационального конспектирования является скоропись, которую необходимо постоянно развивать и совершенствовать.

При конспектировании применяются различные сокращения слов и даже предложений. Приведем пример. Лектор говорит: "Значительная часть работ знаменитого Галилея была посвящена решению задач о зависимости между размерами балок и других брусьев и теми нагрузками, которые могут выдержать эти элементы конструкций". Студент, внимательно выслушав, записывает: "Галилей решал задачи зависимости размеров балок (брусьев) от нагрузок". Смысл предложения сохранен, а объем записи значительно уменьшен. Много сокращений в математике, когда условные знаки заменяют слова (равно, не равно, не более и т.д.). Конечно, у каждого студента могут быть и свои условные знаки, важно только, чтобы записи и обозначения в конспекте были доступны и понятны ему самому.

Наиболее важные места в конспекте можно выделять с помощью восклицательных знаков (одним, двумя, тремя - в зависимости от важности материала). Большой буквой Т можно отметить выводы и доказательства (теория), а буквой 3 - задачи. Окончательные формулы полезно заключать в рамку.

При вычерчивании на глаз даже простейших фигур (круг, кольцо, квадрат) возникают искажения из-за иллюзии зрения, поэтому можно сначала фигуру оконтурить карандашом, поворачивая ее на определенный угол, а затем обвести ручкой. Для повышения мыслительной деятельности нередко требуется активизация правого мозгового полушария. Одним из приемов может быть периодическое писание и черчение другой рукой (для правшей - левой). С непривычки это делать довольно трудно, поэтому такие навыки целесообразно сначала практиковать во внеурочное время.

Дома все записи полезно тщательно просмотреть, устранить неточности и погрешности и подчеркнуть заголовки и ключевые слова (лучше фасной волнистой линией). Приемы конспектирования надо, естественно, отрабатывать.


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2009