Новое - это подзабытое старое
(из воспоминаний бывшего декана горного факультета)


Многое так называемое новое родом из подзабытого старого. Таковым является и студенческое самоуправление, которое сегодня как малый ребенок ищет свое место в бурном море студенческой жизни. Возможно, воспоминания бывшего декана горного факультета В.П.Прокофьева подскажут нынешним самоуправленцам, как стать максимально полезными.

В связи с решением Министерства образования и науки Украины развивать в вузах студенческое самоуправление, хочу поделиться опытом применения такой формы работы на горном факультете Донецкого политехнического института (ныне ДонНТУ) в семидесятые годы двадцатого века.

Общеизвестно, что для получения прочных знаний необходимо работать в течение всего семестра , а не только в зачётно-экзаменационную сессию. Сейчас эта проблема более или менее решается благодаря введению кредитно-мо-дульной системы. Но, думаю, участие студентов в контроле учебного процесса и посещаемости занятий не стало бы лишним. Одному деканату факультета справиться с этой задачей сложновато.

Поэтому после избрания меня в 1971 году деканом факультета я со своими заместителями доцентами А.И.Костомановым и Н.С.Почтаренко решили привлечm к этой работе сознательных, хорошо успевающих студентов. Было решено создать студенческий деканат, поставив перед ним задачу -обеспечить стопроцентную посещаемость занятий и своевременное выполнение домашних заданий.

Такой двойной контроль посещаемости студентов (со стороны деканата факультета и студенческого деканата) оказался весьма эффективным. На еженедельных заседаниях деканата факультета, которые проходили с участием студенческого деканата, мы со всей принципиальностью разбирали случаи пропуска занятий и назначали сроки отчета за них. Разбор проходил строго, так что второй раз попадать в такую ситуацию никому не хотелось. Критика товарищей была весьма действенной.

Студенческому деканату были даны определённые полномочия на вынесение взысканий (ходатайства о снятии стипендий, об отчислении из института, извещение родителей о плохой учёбе их детей, вызов родителей...). Студенты, несвоевременно выполнявшие домашние задания, вызывались на эти заседания письменно.

В состав студенческого деканата входили комсорги, профорги курсов и факультета, председатель студенческого научного общества, председатель студенческого совета общежития.

В общежитии была оборудована комната для самостоятельной работы студентов, где вывешивались образцы курсовых проектов (работ), расчётно-графических работ, хранились методические указания по их выполнению. Там дежурили члены студенческого совета и преподаватель.

Следует также отметить, что студенческий деканат готовил и отправлял родителям лучших студентов письма-благодарности, что являлось дополнительным стимулом для улучшения успеваемости. При таком отношении студентов к учёбе увлечённо работали и преподаватели, т.к. они видели отдачу.

Сейчас еще острее, чем в те годы, стоит проблема укрепления связей с производством. В работе по заключению договоров с предприятиями (шахтами) активно участвовал и студенческий деканат. Студенты брали обязательства хорошо учиться, а во время практики работать на рабочих местах, а шахты - предоставлять рабочие места, оказывать помощь в организации работы студентов, премировать лучших из них. Ежегодно перед Днём шахтёра проводились дни Трудовой Славы, на которых подводились итоги выполнения договоров, премировались лучшие студенты. Практика на рабочих местах была для молодежи хорошим подспорьем.

Все эти нововведения позволили горному факультету в 1972-1974 гг. занимать первые места в институтском соревновании факультетов. И это при том, что студенческий коллектив формировался по остаточному принципу - из абитуриентов, не прошедших по конкурсу на другие факультеты.

Я убежден, что внедрение студенческого самоуправления весьма своевременно, и если молодые люди подойдут к его развитию неформально, то их участие в делах факультета обязательно будет способствовать повышению качества знаний студентов.