Ложка мёда в Болонский процесс…


В одном из предыдущих номеров "Донецкого политехника" была опубликована статья про ложку дегтя, которую вносит в дело международных студенческих обменов несоответствие рекомендаций Болонского процесса и правил нашего университета и предписаний украинской высшей школы. Там рассказывалось о трудностях и мытарствах студентов, которым "посчастливилось" выезжать для обучения в заграничные вузы, а по возвращении "ходить по мукам", сдавая сессию и у себя дома. Все это я приняла очень близко к сердцу, поскольку тогда уже знала, что буду семестр учить свою любимую экологию в Варшавском Университете - UW. Все мои главные переживания были связаны вовсе не с предстоящей учебой, а с тем, как буду сдавать пропущенную зимнюю сессию после своего возвращения. Эти тревоги не были беспочвенны, так как занимаясь на Польском Техническом Факультете и общаясь со студентами, уже имеющими опыт обучения за границей, я поняла, что семестр учёбы в другом государстве это не такой уж и подарок. Сначала радость, а по возвращении - стрессы и проблемы. Слышала и об отношении некоторых деканатов: кое-кому из ребят пришлось возвращаться в ДонНТУ в разгар учёбы в польском вузе, чтобы вовремя сдать тут сессию, а то, если не приедут, не получат стипендию на следующий семестр. Теоретически при включенном обучении у студента нет обязательства сдавать сессию в заграничном вузе, но, по-моему, это уже дело принципа - зачем же тогда там учиться? Чтобы в конце семестра вернуться в свой родной университет, за неделю галопом изучить весь семестровый материал и кое-как сдать экзамены? Подумайте тогда о качестве такого образования…

Теперь, когда семестр в UW и моя сессия в ДонНТУ уже позади, хочу рассказать, что же изменилось в подходе к этой проблеме - от самого начала и до финиша.

Декан моего Факультета экологии и химической технологии даже обрадовался, когда я сообщила ему новость, что отправляюсь на семестр учиться в Варшаву. Можно сказать, что первый пункт своего плана я выполнила, получив благословение декана и его добрые пожелания. Вторым пунктом было получение согласия всех преподавателей, с которыми я должна была встретиться на зимней сессии. А еще время начала и конца семестра у нас и у поляков не совпадает. Ну не хотелось мне возвращаться в половине семестра и в бешеном темпе готовиться ко всем экзаменам… Если честно, реакция моих преподавателей меня удивила - никто не сказал "нет"! Она была почти у всех одинаковая, все были рады за меня и желали успеха. Никто не задал вопрос: "а как ты планируешь сдать мой предмет?". Наверное, просто не успевали задать, так как я им уже преподносила свой вариант. Я сдаю в польском университете экзамен по такому же предмету, получаю оценку, привожу документ, что сдала, и Вы мне ставите оценку, которую я получила там. По-моему, неплохо!

И преподавателям тоже понравилось, а самое главное, все соглашались, хотя и с разными условиями. Большинство просили привезти план лекций, а некоторые были согласны и на заверенный документ. Больше всего мне понравился ответ на мою просьбу одного преподавателя: "Если привезёшь какую-то бумагу с оценкой, то, естественно, поставлю, крокодил я, что ли?".

Такое отношение тоже придавало силы. И поэтому я довольно хорошо сдала там сессию. Так же было и с курсовой работой, мне нужно было только написать ее там, защитить, перевести и сдать тут. Всё гениальное просто!

Училась я, училась, и вот уже должна возвращаться в родной ДонНТУ и решать что-то с сессией. И вновь возвратился страх, вернее, даже не страх, а тревога - а вдруг все забыли об обещанном, и я за две недели должна буду сдать еще одну сессию? Но опять меня ждал приятный сюрприз, никто из преподавателей ни о чем не забыл. В деканате меня приняли так же тепло, как и в сентябре, и всячески помогали делом и советом в моей теперешней ситуации, выдали кучу "хвостовок" с приятной надписью "перезачет".

Преподаватели также не были против того, чтобы перезачесть мне привезённую оценку, тем более что пока меня не было, в ДонНТУ внедрили ту самую европейскую ECTS. У каждого из них был свой способ: некоторые просили ответить на пару вопросов, чтобы проверить, чему я научилась по их предмету там; некоторые хотели только увидеть заверенный документ и оценку по предмету; а ещё одни, сравнивая план занятий там и тут, выбирали темы, которые я не изучала там, и я должна была сдать их. По-моему, это тоже хороший вариант, разница-то небольшая, а учить не весь конспект. Просто SUPER!!! И стрессов особых не было. Хорошо бы и другим ребятам на других факультетах так…

Вот я уже подошла к финалу, и стипендия вроде бы светит, и возвращаюсь к размеренной нормальной студенческой жизни. Надолго ли? Впереди уже финал бакалаврата виднеется…

Ещё раз хотела бы поблагодарить деканат за поддержку, а весь преподавательский коллектив за понимание.

Надежда БРЕХОВСКИХ,
студентка ФЭХТ

От редакции: пока материал готовился к печати, декан Польского Технического Факультета А.Ю. Макеев сообщил, что Надя получила из Варшавского Университета приглашение после окончания бакалаврата ДонНТУ обучаться в магистратуре UW. Поздравляем!