Газета Донецкого национального технического университета
Главная    Подписаться на рассылку    Архив    ДонНТУ     
Донецкий политехник

Талантливый организатор учебного процесса


Алексей Лаврентьевич Симонов - яркая фигура в истории ДонНТУ. Какие бы должности не занимал он в нашем вузе - профессора, заведующего кафедрой, проректора по учебной работе - везде трудился с полной самоотдачей и творческим подходом к делу. В должности проректора по учебной работе А.Л.Симонов работал с 1956 по 1968 годы.

Особенностью работы проректора по учебной работе в конце 50-х- начале 60-х годов было претворение в жизнь закона "Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР". Суть его состояла в соединении обучения и работы на производстве . Студентами-первокурсниками преимущественно (95%) становились молодые люди, имевшие опыт практической работы. Студенты 1-2 курса стационара учились без отрыва от производства, работая на рабочих местах. В задачу проректора по учебной работе входила координация действий соответствующих служб института по распределению студентов на заводы, шахты, стройки, мастерские. С такими организациями подписывали договора, в которых оговаривался особый график работы для студентов. Для тех из них, кто работал посменно, в институте приходилось организовывать дублирование занятий. В связи с перестройкой работы высшей школы пришлось пересмотреть учебно-методическую и учебную работу кафедр. В помощь студентам издавались лекции, учебные и методические пособия, проводилось большое количество консультаций в удобное для работающих студентов время. Вопросы перестройки учебной работы в институте находились под кон¬тролем ректора, партийных органов. Алексею Лаврентьевичу приходилось неоднократно выступать на общеинститутских собраниях, в студенческих группах, на заседаниях ученого совета института. Усилия ректора, деканатов, и естественно, проректора по учебной работе дали результат: общая успеваемость студентов младших курсов составляла около 90%. Понимая важность довузовской подготовки абитуриентов-производственников в вуз, Алексей Лаврентьевич инициировал работу подготовительных курсов. Причем в зависимости от уровня знаний абитуриентов они работали от 3 до 9 месяцев. По инициативе А.Л.Симонова на заводы, шахты, стройки направлялись письма, разъясняющие условия приема трудящейся молодежи на учебу. Это дало свои результаты: конкурс на многие специальности превышал 5 человек на место.

Вклад проректора по учебной работе Донецкого политехнического института А.Л.Симонова был достойно оценен государством. За большие заслуги в подготовке специалистов и развитии науки указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 сентября 1961 года он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Подтверждением значительных успехов ДПИ в перестройке работы и выполнении решений Министерства высшего и среднего специального образования может послужить такой факт: из 900 награжденных в Украине работников высшей школы двадцать один человек представлял Донецкий политехнический институт.

Однако время показало неэффективность предложенной министерством схемы высшего образования. Она была довольно громоздкой. Многие студенты физически не справлялись с двойной нагрузкой - обучением и работой. Страдало качество подготовки. Инженера готовили в течение почти 6 лет. Поэтому в последующие годы (1964-1967) организация учебного процесса также подвергалась изменениям. Так, согласно учебным программам Минвуза время на подготовку инженеров было сокращено с 5 лет 8 месяцев до 4 лет 10 месяцев, что вновь потребовало пересмотра учебной работы в институте. Учебная нагрузка студентов была уменьшена с 36-40 часов до 30-34 часов в неделю. Это было связано с тем, что период совмещения учебы с работой на производстве был уменьшен. Жизнь показала, что более эффективной формой получения высшего образования для работающих студентов есть вечерняя и заочная формы обучения.

Алексей Лаврентьевич Симонов принимал самое непосредственное участие в организации и налаживании таких форм обучения на общетехнических факультетах ДПИ - Макеевском, Енакиевском, Горловском, Торезском.

В поле зрения проректора по учебной работе постоянно была успеваемость студентов. Так, анализируя состояние дел накануне зимней сессии 1966 г., Алексей Лаврентьевич, выступая на заседании ученого совета института, привел такие цифры: успеваемость на лучшем на тот момент факультете - ЭТФ - всего лишь 83%. "Показатели успеваемости, - отметил А.Л.Симонов, - находятся в прямой зависимости от посещения занятий. Если у электромехаников и механиков пропусков лекций, семинаров меньше, то и положение у них лучше. Нельзя сказать, что деканаты не предпринимали мер. Этой цели подчинялись производственные собрания в группах, деятельность методических комиссий, совещания активистов, еженедельные отчеты старост, выступления в печати и многое другое".

Алексей Лаврентьевич был пропагандистом идеи внедрения в учебный процесс программированного обучения и технических средств (кино, диафильмов, звукозаписи, телевидения). Его преемник на посту проректора по учебной работе ДПИ Сергей Андреевич Жеданов реализовал намеченные в этом направлении планы.

А.ТРОЯНСКИЙ,
первый проректор ДонНТУ


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2009