Донецкий политехник, 26 апреля 2002 г.


УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНСКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ СИСТЕМАХ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

18 апреля отдел внешних связей и ВЭД провел очередной семинар по теме: "Сравнительный анализ образовательных систем Украины и зарубежных стран". Перед собравшимися выступили декан немецкого технического факультета В.И.Калашников, декан английского технического факультета С.А.Ковалев и доцент кафедры ЭВМ Р.В.Мальчева. Готовился к выступлению, но по уважительной причине не смог прийти на семинар зав. кафедрой общей химии В.В.Приседский. Поэтому доклад Вадима Викторовича публикуем в нашей газете.

Мы живем во времена быстрых перемен во многих областях жизни человечества. Глобализация инженерной деятельности и инженерного образования -- характерная сфера таких перемен. Поэтому настоятельной необходимостью является не только анализ опыта зарубежных инженерных вузов с целью применения в наших условиях их отдельных достижений, но и постоянная, последовательная работа по интеграции нашего вуза в международную систему высшего инженерного образования. Этот процесс, безусловно, включает в себя сохранение и приумножение лучших достижений отечественных школ высшего образования.

Объективное сопоставление систем высшего образования столь различных стран как Украина и Англия является сложной задачей, разнообразные аспекты которой, конечно же, не могут быть с какой-либо полнотой рассмотрены в одной статье или в одном докладе. Целью нашего сообщения является сравнения основных особенностей в организации учебного процесса в нашем Донецком национальном техническом университете и в университете Портсмута. Как и ДонНТУ, Портсмутский университет до реформ 80-х годов был политехническим институтом. Оба вуза сопоставимы по количеству студентов и сотрудников. Автор "в живую" знаком с постановкой учебного процесса в Портсмуте: во время работы в этом университете по гранту Британского Совета осенью 1995 г. ему довелось читать пробные лекции, участвовать в проведении лабораторных работ, семинаров и защит курсовых работ, руководить дипломниками.

Цельность как исследования, так и изложения любого вопроса в большой мере зависит от сознательного выбора основного идейного стержня сообщения, той базовой концепции, с которой сверяются остальные результаты и выводы работы.

В качестве первой из таких центральных концепций мы выберем следующее положение, которое обычно принимается в самых различных аудиториях. Система высшего инженерного образования, являясь подсистемой общества в целом, как зеркало отражает все особенности его социальной физиономии: степень свободы или порабощенности, господствующую идеологию, состояние экономики и политики.

В качестве второго центрального положения представляется разумным взять классическое определение самого понятия университет. Процитируем такое авторитетное издание как Оксфордский справочный словарь: "University is the highest level of educational institution, in which students study for degrees and academic research is done." [Oxford Reference Dictionary, 1996] -- "Университет - образовательное учреждение высшего уровня, в котором студенты учатся для получения степеней и где проводятся академические исследования". Это единство следует рассматривать как атрибутивное свойство вуза. Школьное образование имеет целью дать учащимся сведения из давно и прочно установленных научных фактов. В отличие от этого, высшее образование (по крайней мере, если оно является качественным, а не суррогатом) основано на передаче студентам знаний, находящихся близко, если не на самом переднем крае достижений науки и, кроме того, на освоении студентами научного метода анализа явлений. Естественно, что выполнить эту задачу в состоянии лишь специалисты, которые сами профессионально занимаются научными исследованиями.

Ученые степени. В процитированном оксфордском определении университета мы уже столкнулись с английским представлением об ученых степенях. Это очень дробная система, базирующаяся на понимании и востребованности ее демократическим обществом и свободной рыночной экономикой. По окончании первого курса английский студент получает сертификат о высшем образовании, второго - диплом о высшем образовании. (Представьте, что может подумать англичанин, если вы похвастаетесь, что обладаете дипломом о высшем образовании!) Степень бакалавра в английских вузах получают после успешного окончания третьего года обучения. Но следует учесть:

* В английский вуз могут попасть не все выпускники средней школы, а только после двух лет в так называемой "high school", в которой даются основы некоторых дисциплин, которые у нас изучаются студентами (а ими могут стать все выпускники средней школы) на первом курсе вуза.

* По инженерным специальностям бакалаврская степень все чаще присуждается после четырех лет обучения, включающих год практической работы на предприятии соответствующего профиля (т.н. "сэндвич").

Еще два года требуются для получения степени магистра, и еще не менее трех - степени доктора философии (PhD) - примерного эквивалента нашего кандидата наук.

Вещью, которая с трудом понимается нами, является значительное многообразие степеней, на которые подразделяется, например, степень бакалавра. Есть бакалавры с разными уровнями отличий, с разными наборами дисциплин по одному и тому же направлению подготовки и т.д. От всех этих "тонкостей" в большой мере зависит возможность получения работы в будущем.

Такая система дает возможность значительной диверсификации, выбора студентом своего индивидуального, иногда уникального пути к получению степени.

Обратим внимание, что получение даже самой высокой степени, которую дает университет, вовсе не означает для ее обладателя права на самостоятельную инженерную деятельность. Такое право и такой статус (чартированный инженер) дают только корпоративные сообщества (например, Институт инженеров-электриков) на основе рекомендаций своих членов и при выполнении ряда условий, включающих, прежде всего, определенный стаж творческой работы после получения степени.

Характерно, что степени и статус чартированного специалиста дают не государственные органы (ГЭК, ВАК), а сами университеты и профессиональные сообщества. Разумеется, это возможно только при условии, что граждане, участники профессиональных сообществ обладают высокой способностью к самоорганизации и самоуправлению, развитой длительной практикой жизни и работы в демократическом обществе. Впрочем, и у нас ГЭКи стали скорее вузовско-корпоративными комиссиями, а их название скорее дань нашему пиетету перед государством.

Акцент на самостоятельную работу студентов является отличительной особенностью подготовки студентов в английском вузе, которая, пожалуй, прежде всего бросается в глаза. Несмотря на то, что соотношение студент/преподаватель в английском вузе значительно ниже, чем в украинском, доля самостоятельной работы студента в его общей учебной нагрузке существенно выше. Немыслимо представить английского студента, основным источником подготовки которого был бы конспект лекций. Такими источниками являются:

* Учебный пакет, вручаемый каждому студенту в начале семестра и содержащий громадное количество различных пособий, учебных разработок, раздаточных материалов;

* Библиотеки; доступ в библиотеку совершенно свободен: пройдя через электронный контроль на входе в здание, студент затем нигде не встречает каких либо барьеров и, получив на компьютере необходимую информацию о нахождении книги, попадает в хранилище и самостоятельно пользуется всеми имеющимися на полках материалами;

* Компьютерные сети:

  • локальная факультета;
  • библиотечная;
  • университетская;
  • научная;
  • городская;
  • Интернет.

Аудиторная нагрузка английского преподавателя нам кажется фантастически низкой - 2-4 часа в неделю. Однако значительную часть остального времени, до 40 часов в неделю, он отдает подготовке и обновлению разнообразных материалов для учебных пакетов и учебных компьютерных сетей.

* Аудиторные занятия: лекции, семинары, лабораторный практикум.

Не раз приходилось наблюдать, как на вопрос студента во время консультации преподаватель дает самый общий ответ, а затем добавляет: более полную информацию, пожалуйста, найдите в таком-то журнале. Важнейшей целью подготовки, акцентированной на самостоятельную работу, является привитие навыков к пожизненному самообразованию будущих выпускников.

Разумеется, необходимой предпосылкой успешного функционирования такой системы является высокий уровень индивидуальной мотивации студентов. Английскому студенту обычно не приходится напоминать о том, что в вузе необходимо учиться, а для этого необходимы усилия.

Воспитание научного стиля. Независимо от выбранной специальности первой дисциплиной, с которой сталкиваются студенты, является Communication & Study Skills - навыки общения и обучения. Здесь они приобретают и развивают как сущностные, так и формальные навыки научного общения: презентации материалов, докладов, стилям выступлений перед различными аудиториями.

Характерный пример: защита курсовых работ обставляется как постерная сессия научной конференции. Студенты развешивают свои стенды, приглашаются все интересующиеся преподаватели, аспиранты и студенты, проходит обсуждение у стендов и заключительная общая дискуссия, по итогам которой комиссия преподавателей рекомендует оценку представленной работы.

Другим наглядным примером воспитания научного стиля может служить поисково-творческий характер лабораторных работ, организуемых как модель научного исследования. Например, на лабораторной работе по электрическим цепям студенту выдаются черный ящик с клеммами, он выбирает необходимое оборудование (осциллографы, генераторы сигналов и т.д.) и определяет, какая схема спрятана внутри ящика. Поскольку студенты с самого начала семестра располагают всеми необходимыми материалами для подготовки к лабораторным работам, практикум может выполняться в любом порядке. Но чтобы получить зачет по "лабораторке", ее нужно выполнить самостоятельно, дать правильный результат и безупречно составить отчет.

Учебный план. В качестве характерного примера приведен учебный план подготовки бакалавров инженеров-механиков (скопирован из Интернетовского сайта Портсмутского университета в январе текущего года).

University of Portsmouth
Engineering (Mechanical/Manufacturing) BSc/HND
CURRICULUM
YEAR 1:
Communication & Study Skills, Engineering Analysis,
Mechanical Science Electrical Science
Design & Computer Studies Materials and Manufacture
Computer Aided Design Engineering & Technology Appreciation
YEAR 2:
Engineering Analysis Instrumentation & Control
Mechanical Science Energy Engineering
Integrated Manufacture Design & Manufacture
CADCAM Industrial Studies
Project
YEAR 3:
Group Project Problem Solving
Product Development Engineering Design
Engineering Systems Planning Organisation & Control
Technology & Business II Computer Aided Engineering
Work Placement Unit
Assessment
Based on regular, progressive assessment schedule:
* Coursework
* Tests
* End and Unit Examinations

Всего он включает 24 дисциплины, по восемь в каждом году обучения, состоящем из трех семестров. Обучение начинается с обязательной для всех дисциплины Communication & Study Skills.

Характернейшая особенность, если сравнивать с нашими учебными планами, -интегрированный характер большинства дисциплин. Например, математика читается на протяжении двух лет (шести семестров) под названием Engineering Analysis -инженерный анализ. Из физики детально рассматриваются разделы Mechanical Science и Electrical Science - механика (6 семестров) и электричество (3 семестра). Разумеется, столь обширные курсы включают многочисленные и подробные разделы из других фундаментальных наук (сопромат, теория механизмов и т.д.). Сведения по химии, необходимые механикам, даются в курсе Materials and Manufacture - материалы и производство.

Следует обратить внимание на насыщенность учебного плана "компьютерными" дисциплинами, а также на включение таких дисциплин как "Оценка инженерных и технологических решений", "Решение проблем", "Технология и бизнес", "Планирование, организация и контроль". В то же время характерно, что в учебный план не включаются описательные технологические дисциплины, посвященные детальному рассмотрению конкретных производств или отдельных цехов. Вместо этого в курсе "Производственные студии" студента обучают общему инженерному подходу к оценке и анализу самых различных производств, и курсовая работа по этой дисциплине обычно посвящается описанию схемы и анализу какого либо конкретного производства.

На втором году обучения студенты выполняют индивидуальный, а на третьем году - групповой проект. Практически все такие проекты являются реальными и выполняются по заданиям фирм, муниципалитетов и других организаций.

Для оценки знаний в течение семестра часто используются тесты, а в конце его - итоговые экзамены. Проводятся и так называемые модульные экзамены, под которыми понимаются экзамены по блокам связанных дисциплин.

Разумеется, существуют характерные различия в структуре и организации управления учебным процессом.

Кафедры. Наиболее близким к нашему понятию кафедры следует признать английский Department. Часть таких подразделений делится на Divisions - отделения. Факультет, возглавляемый деканом, обычно включает несколько кафедр (departments). Привожу структуру Портсмутского университета по состоянию на январь 2002 г.
University of Portsmouth
DEPARTMENTS
2. Accounting & Management Science
3. Anglo-European College of Chiropractice
4. Architecture
5. Art, Design and Media
6. Biological Sciences
7. Business & Management
8. Civil Engineering
9. Computer Science & Mathematics
10. Institute of Criminal Justice Studies
11. Earth, Environmental and Physical Sciences
12. Economics
13. Education & Continuing Studies
14. Electrical and Electronic Engineering
15. Environmental Design and Management
16. Geography
17. Health & Social Care
18. Information Systems
19. Languages & Area Studies
20. Mathematics & Computer Science
21. Mechanical & Manufacturing Engineering
22. Partnership Programme (Learning at Work)
23. Pharmacy and Biomedical Science
24. Property Resource Management
25. Psychology
26. Centre for Radiography Education
27. Social and Historical Studies
28. Social Work
Sport and Exercise Science

Как видим, кафедра в английском вузе значительно более крупное подразделение, чем в нашем. Фундаментальным принципом в организации кафедры -департамента в английском вузе является то, что она организуется только на основе активно работающего научного направления, возглавляемого признанным ученым. Обратим внимание, например, на наличие двух таких кафедр: Computer Science & Mathematics и Mathematics & Computer Science. Они абсолютно эквивалентны по направлению учебной работы, но организованы вокруг руководителей двух признанных научных школ. Кстати, в таких случаях студент часто сам выбирает, на какой кафедре он будет слушать соответствуюшую дисциплину.

Другой пример. Существовавшая в 1995 г. Школа физики, химии и радиологии была расформирована, когда после ухода возглавлявшего ее профессора Уолша ему не нашлось эквивалентной замены. Срок занятия должности руководителя кафедры обычно не устанавливается - он полностью определяется научной репутацией и оцениваемой коллегами эффективностью работы подразделения.

В английском вузе нет понятия "выпускающая кафедра". Кафедра по определению может быть только научной. Все необходимые организационные функции "по выпуску" выполняет ответственный за подготовку к данной степени (обычно это молодой преподаватель и не самый активный в научной работе).

Поэтому профили кафедр соответствуют научным, а не производственным направлениям. В английском вузе вряд ли может существовать кафедра, к примеру, "Машины или оборудование такого то производства", хотя может быть кафедра типа "Проблемы машиностроения".

Деканаты. В приведенной ниже таблице сделана попытка сопоставления работы декана и деканатов у нас и в английском вузе. Принципиальная разница состоит как в статусе и выборе деканов, так и в организации работы деканатов (эквивалентный термин в английском вузе - Front Office).

Наш декан назначается (почти никогда из профессоров).

Основные занятия:
* Учебные занятия (2-3 пары);
* Совещания;
* Передача информации по вертикали: ректорат - кафедры;
* Прием студентов, родителей, "проработки", раздача "хвостовок".

Их декан выбирается из ведущих профессоров на ограниченный срок (2-4 года)

Основные занятия:
* продолжение научных исследований;
* формулировка и проведение научной и учебной политики факультета;
* привлечение в штат видных исследователей;
* организация финансирования новых программ.

Деканат
Состав:
Замы:
* к.т.н. И.Г.;
* к.х.н. И.А.;
* к.х.н. Е.А.;
Секретарь
Диспетчер
Основные занятия:
* Прием студентов;
* Прием и передача документов: ректорат - деканат - кафедры;
* Подготовка отчетов, приказов, справок и пр. документации.

Front Office
Состав:
Senior Secretary Mary
Secretaries:
* June;
* Kate;
* Pippa;
* Tanya.
Основные занятия:
* Вся работа со студентами;
* Вся документация факультета;
* 95% финансовой документации;
* Все внешние контакты: письма, телефонограммы, факсы, сообщения по эл.почте.

В западных вузах декан - выборная должность. Он выбирается на строго ограниченный срок из ведущих профессоров и, будучи частично оторван от своего любимого дела - научных исследований, рассматривает свою деятельность не столько как ступеньку в карьере, а скорее как временное исполнение своего общественного долга перед научным сообществом факультета.

Всю текущую работу деканатов, как и воплощение в жизнь принципиальных вопросов политики декана ведут профессионально подготовленные секретари. Их работа выглядит чрезвычайно эффективной. Не претендуя на некую начальственную роль, они спокойно работают со студентами (только пожимают плечами, если их спросить, может ли студент обратиться к декану по поводу несданного экзамена), передают всю информацию, ведут (абсолютно взаимозаменяемо, это умеют все) финансовую документацию и всевозможную отчетность. И, разумеется, все они вооружены компьютерами и профессионально пользуются как минимум пакетом "Microsoft Office".

В результате такой организации управления в Портсмуте число преподавателей в несколько раз превышает количество других сотрудников университета. У нас эта дробь, увы, заметно меньше единицы.

Легко видеть, что вытекающие из такого сопоставления очевидные недостатки в нашей организации и управлении - затратность, неэффективность, непрофессионализм, имитация деятельности вместо самой деятельности - являются, увы, органичным и трудно изживаемым наследием периода стагнации и разложения тоталитарного строя. Для их преодоления необходим период осознания, который происходит не только в наших вузах, но и во всем обществе. Не будем забывать, что мы все вышли из того периода. Если мое сообщение заставило хотя бы часть аудитории задуматься над этими вопросами, его цель достигнута.

В заключение мне хотелось бы привести слова нашего ректора: "The task of highest priority for Donetsk National Technical University is its further integration into the international system of engineering education." - "Задачей высшего приоритета для Донецкого национального технического университета является его дальнейшая интеграция в международную систему инженерного образования" [А.А.Минаев, доклад на Междунар. конференции по инженерному образованию ICEE 2001, Осло].

С этой целью факультеты и кафедры должны сформулировать и последовательно претворять в жизнь собственные программы международной интеграции. Такие программы могут включать, например:
* активное развитие компьютерной сети, целенаправленную работу преподавателей по наполнению ее учебной и научной информацией;
* активное пользование сети всеми преподавателями для постоянного обновления своих учебных курсов;
* начать программы систематической языковой подготовки преподавателей (обязательно - всех молодых);
* постоянную работу по организации международного обмена; активное участие в конкурсах на получение грантов.