ЛОЖКА ДЕГТЯ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

В наше (тут следовало бы вписать некое всеобъемлющее определение, но в голову не приходит ничего, кроме слова) странное время, вдруг парадоксальным стал афоризм, который многие десятилетия перед этим воспринимался всеми вполне нормально. Уж и автора не помню, но смысл афоризма приблизительно таков: "Наука-это удовлетворение собственной любознательности за государственный счет". Вот примерно на основе таких взаимоотношений вуза с государством складывалось и накапливалось то, чем ДонНТУ за свои 85 лет заслуженно гордится - достижения в науке и подготовке студентов. Имя ДонНТУ кое-что значит и в Украине и за рубежом. Государство худо-бедно позволяло удовлетворять научное любопытство, но оба эти эпитета, к сожалению, имеют в последнее время тенденцию к неограниченному росту. Прикладной науке всегда было сложнее, чем науке академической, ей чаще приходится вступать в тот сегмент рынка, где продаются, но не всегда покупаются идеи, и даже если покупаются, то отнюдь не за достойные деньги.

"Где взять спонсора?" - это и начальная, и основная, и конечная задача каждого научного и учебного мероприятия последних лет. Все больше торговцев в храме науки, и не оттого ли все больше титулов доктор либо академик на визитках разного рода президентов корпораций и директоров ОАО, многие из которых этих самых научных работ не только не писали, но и прочесть то не очень способны…

Уже выросло не одно поколение студентов, для которых слово стипендия пустой звук. Этими тоже движет стремление удовлетворить свою любознательность, пусть даже и за свой счет. И, слава богу, университет и платникам и бюджетникам представляет равные возможности на пути к знаниям. Или равные невозможности.… На вот этих самых невозможностях и хотелось бы остановиться подробнее. Какие бы копья ни ломались вокруг проблем глобализации образования, Болонские тенденции уже имеют место и в нашем сегодняшнем учебном процессе. Речь идет о мобильности студентов, о зарубежных практиках и включенном обучении в заграничных вузах. В ДонНТУ много лет действуют подразделения, которые достигли определенных успехов в этом деле. Речь идет о так называемых языково-технических факультетах - немецком, французском, английском, польском. Всегда приятно читать на страницах "Донецкого Политехника" реляции наших студентов, обучающихся в университетах Бельгии, Франции, Польши, Германии. Только по польскому факультету в прошлом году более 20 человек прошло кратко- и долгосрочную практику на предприятиях, а также последипломную научную стажировку и включенное обучение в вузах Польши. География выездов ширится, растет и число таких студентов. В их отчетах ясно читается: да - сложно, да - непривычно, но мы - не хуже. Знания, полученные в ДонНТУ, позволяют нам на равных включаться в их учебный процесс. А уже при личном общении с ними становится ясно, насколько повзрослевшими и более ответственными возвращаются домой эти парни и девушки.

Дома их ожидает белая зависть одногруппников и проблемы, подчас неожиданные и незаслуженные. Я не говорю о проблемах, с которыми сталкиваются, например, студенты немецкого факультета, получившие за границей магистерскую степень. Они вынуждены, по сути, преодолевать еще одну защиту для получения украинского диплома магистра. Вопрос признания дипломов лежит вне компетенции вуза, решается на уровне министерском и, смею надеяться, будет решен. Здесь речь идет о вещах более прозаических, например, о зарубежной практике.

В2004 году из 10 человек, проходивших в течение месяца рабочую (!) практику на фирмах Польши, больше половины вынуждены были проходить ее и дома, поскольку деканаты не сочли возможным зачесть им эту практику вместо предусмотренной учебным планом. Рогатки пришлось преодолевать дважды: сначала выезд на практику нигде не запланированную, потом - прохождение практики в сроки, не предусмотренные учебным планом. Между тем, хватило бы просто доброй воли деканата. Много ли студентов проходит производственную практику за границей? Наверное, все-таки меньше, чем тех, кто приносит отчеты с печатями, проставленными знакомыми или родственниками, работающими на фирмах, где якобы проходилась практика. Как говорится, неприятный осадок таки остается…

И в 2005 году 10 человек на месяц поехали в Польшу уже на практику ознакомительную. А каждому ясно, что на практике ознакомительной больше внимания уделяется все-таки местным достопримечательностям, а не технологическим процессам. И еще одно. Во всем мире активно действуют международные организации обменов студенческими практиками типа IAESTE, AIESEC или им подобных. Есть их локальные комитеты и у нас в Донецке. Студенты, прошедшие достаточно жесткую процедуру отбора (знание языка, успеваемость, деловая активность, опыт работы), получают возможность стажировки по специальности на фирмах за рубежом на сроки от двух месяцев до полугода и даже дольше. А вот убедить деканат, что такая практика даже во время семестра будет тебе полезна задача для студента просто запредельная.

Высшим проявлением лояльности к такому "счастливчику" является подписание ему заявления о свободном посещении занятий. Причем потом, при сдаче задолженностей, он трактуется наряду с прогульщиками, часто как ловкач, раздобывший себе материально выгодную халтурку за счет уч.процесса. Меж тем материальная выгода практики от AIESEC в Польше, например, выглядит так: 300-350$/мес. - зарплата, 100$ - оплата жилья. На остальное - живи, ни в чем себе не отказывая, только проезд в городском автобусе стоит 0,5$, а цены в полтора-два раза выше, чем дома. Такая вот арифметика.

Еще сложнее и запутаннее сегодня ситуация с включенным обучением. Процесс включения студента в обучение в заграничном вузе выглядит следующим образом: при наличии стороннего источника финансирования обучения (спонсора, фонда и т.п.) инициируется контакт с вузом, в котором планируется обучение. В случае с Польшей - наличие двухстороннего договора о сотрудничестве вузов необязательно, хотя и несколько облегчает процедуру.

К слову сказать, польские вузы еще ни разу не запросили оплату за обучение, речь обычно идет только о стипендии для студента. После получения согласия принимающего вуза идет процесс персонального согласования кандидатуры студента и учебного плана для него на предстоящий семестр. Предыдущий опыт позволяет говорить о 80-90%-ном совпадении выбираемых курсов с нашими учебными планами, однако в итоге и это оказывается пустой формальностью, поскольку в нашем вузе не предусмотрен механизм перезачета сданных за границей экзаменов. Этот вопрос также может быть легко решен на уровне деканатов и заведующих профильными кафедрами. Однако по возвращении домой студент вынужден сдавать еще и сессию в ДонНТУ (тут можно опять прочитать текст, выделенный курсивом, он и сюда подходит как нельзя лучше). Не все так плохо в нашем доме, и, например, деканат ФГТУ смог без проблем положительно решить большинство вопросов, связанных с сессией трех своих студентов, вернувшихся после семестрового обучения в Варшавской Школе Экономики.

Но и этим злоключения не исчерпываются. При оформлении внутривузовских документов у студентов, направляемых на учебу за границу, возникают проблемы материальные, требующие четкой однозначности толкования. Студент-полноплатник пытается выяснить, почему он должен платить за тот период, когда в ДонНТУ фактически не находится. Контраргумент вуза в данном случае достаточно весом и логичен: соответствующие подразделения вуза в рамках договора об оплате предоставили студенту возможность выбирать, где проучиться данный семестр - в alma mater или за рубежом. Но что можно возразить студенту-бюджетнику, для которого включенное обучение за рубежом чревато лишением на этот период стипендии, которую ему выплачивают в ДонНТУ?

Не боюсь повториться - студент, как правило, отличник, прошедший горнило достаточно жесткого конкурсного отбора. Такой вот вдруг получается "стимул" на дороге к знаниям, тормоз в колесе столь желанной нам мобильности. Но к чести наших студентов, несмотря на все подобного рода препоны, количество желающих поучаствовать в отборе не уменьшается. В не очень давние времена, в восьмидесятые годы, когда обучение за рубежом было более чем экзотическим явлением, все проблемы с обучением, скажем, в заграничной аспирантуре, решались приказом ректора о командировании аспиранта на весь период обучения в распоряжение зарубежного вуза для подготовки и защиты диссертации. Что испытывают нынешние аспиранты, которым посчастливилось (?) учиться за границей, лучше не описывать. Неисчерпаема, как атом, и тема заграничных научных командировок преподавателей нашего вуза, но пора уже ставить точку. Мне кажется, что никто не возразит против того, что уже назрела необходимость для разработки и утверждения некоей внутривузовской "Хартии Мобильности" или "Положения о…". Не в названии суть, а в том, чтобы упорядочить процедуры, связанные с международными поездками, основывать их не на явно устарелых инструкциях, учитывать сегодняшние реалии. Вот тогда, может быть, движение по пути Болонского процесса будет осуществляться без ненужной пробуксовки.

А. МАКЕЕВ,
декан Польского Технического Факультета.