ПО ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

Прогрессивной тенденцией совершенствования современного машинострои-тельного производства является его всесторонняя автоматизация. В связи с этим существенно возрастают требования к творческой компоненте специалиста, занятого в сфере конструкторско-технологической подготовки и эксплуатации такого производства. Сегодня он должен обладать знаниями и навыками в двух основных на-правлениях:

  • в области собственно методов и методик проектирования, изготовления, эксплуатации, реализации и т.д. машин и технологических процессов;
  • в области информационных технологий

Отсюда вытекает, что подготовка таких специалистов требует изменения мо-дели и технологии их обучения. По нашему мнению, для студентов направления "Инженерная механика" наиболее актуальна разработка новых моделей и технологий применительно к обучению общеинженерным дисциплинам на 3-м курсе ("Детали машин", "Теория механизмов и машин", "Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения"). Именно на этой стадии обучения формируются на-выки практического применения теоретических знаний при решении комплексных технических задач.

Обсуждая, выбирая и принимая новые модель и технологию обучения, необходимо учитывать основные исходные посылки - скромное материальное обеспечение учебного процесса, ограниченное наличие педагогических кадров соответствующей квалификации, недостаточную способность студентов к восприятию большого объема сложной информации.

Применительно к поставленным задачам и с учетом рассмотренных исходных посылок на кафедре "Основы проектирования машин" разработаны и реализованы инновационные модель и технология обучения, в значительной мере, по-нашему мнению, отвечающие требованиям современного момента.

Заявленный инновационный характер указанных модели и технологии обучения обусловлен построением учебного процесса на базе интегрированной компью-терной среды специализированного программного обеспечения. Курсовое проектирование, проведение лабораторных и практических работ по всем основным учебным дисциплинам кафедры осуществляется в сквозной среде современных систем проектирования и расчета машин, механизмов и конструкций АРМ WinMachine (Российская Федерация) и MDesign (Германия-Украина).

Указанные системы - это наукоемкие инструменты, созданные на базе совре-менных инженерных методик проектирования, передовых численных методов механики, математики и моделирования, гармонично сочетающие опыт поколений конструкторов, инженеров-механиков и других специалистов с возможностями компьютерной техники и технологии. В их состав входят параметрический чертежно-графический редактор, информационная и графическая база данных, электронный учебник, модули инженерных расчетов, инструменты для расчета напряженно-деформированного состояния методом конечных элементов, средств анализа дина-мического состояния механических конструкций и их устойчивости.

Для рационального использования в учебном процессе этих мощных компьютерных систем автоматизированного проектирования разработано соответствующее методическое обеспечение.

Параллельное использование лучших аналогичных программных продуктов различных производителей (АРМ WinMachine и MDesign) позволяет, кроме универ-сализации навыков автоматизированного проектирования, сопоставить отечественные и зарубежные стандарты проектирования новой техники, получить навыки их совместного и параллельного практического использования. Это весьма важно в современных условиях расширения международной кооперации и интеграции. Общая стоимость одновременно используемого лицензионного программного обеспечения составляет более 600.000 грн. (все программное обеспечение поставлено кафедре на условиях грантов и договоров о научно-техническом сотрудничестве).

Важной составляющей такой модели обучения является привлечение лучших студентов в рамках указанных модели и технологии обучения к выполнению хоздоговорных работ кафедры, направленных на решение комплексных конструкторско-технологических задач совершенствования изделий горного и тяжелого машиностроения.

Развитие предложенной системы предполагает решение следующих задач:

  • организацию изучения современных САПР студентами направления "Инженерная механика" на 1-2 курсах;
  • создание и включение в учебные планы новых дисциплин (например, "Компьютерная подготовка конструкторской документации");
  • развитие и гармонизация тематики курсового проектирования и тематики выполняемых хоздоговорных работ.

И чем раньше они будут решены, тем быстрее мы сможем подняться на новый, более высокий уровень подготовки специалистов.

С. Аввакумов, декан МехФ
В. Нечепаев, зав. кафедрой ОПМ