Обучение в ВУЗе - это

Что, казалось бы, нового может быть в процессе обучения? Учитель старается доходчивее растолковать новую тему, а ты, если есть желание, разобраться в ней и больше запомнить, чтобы поменьше сидеть над уроками дома. В основном так было в школе. В вузе же организация учебного процесса имеет существенные отличия. Он осуществляется в следующих формах.

ЛЕКЦИИ - основная форма проведения учебных занятий в вузе. Тематика курса лекций определяется рабочей учебной программой. Лектор должен придерживаться учебной программы, но при этом он не ограничен в вопросах трактовки учебного материала, формах и способах донесения его до студентов. Так что, уважаемые первокурсники, будьте бдительны. Ловите каждое слово своего преподавателя и не забывайте услышанное фиксировать в тетради. Это вам очень пригодится при подготовке к экзаменам.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ - на них студент под руководством преподавателя проводит лично натурные или имитационные эксперименты или исследования с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, овладения методикой экспериментальных исследований, приобретения практического опыта работы с лабораторным оборудованием, вычислительной техникой, измерительной аппаратурой.

Лабораторные занятия включают проведение текущего контроля подготовленности студентов к конкретной лабораторной работе. В завершение студент оформляет отчет по ней и защищает работу перед преподавателем.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ - на них преподаватель организует детальное рассмотрение отдельных положений учебной дисциплины и формирует умение и навыки их практического использования путем индивидуального выполнения конкретных заданий. Оценки, полученные студентами за отдельные практические занятия, учитываются при выставлении итоговой оценки по данной дисциплине.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ - на них преподаватель организует дискуссию вокруг заранее вынесенных тем, по которым студенты готовят тезисы выступлений на основе индивидуально выполненных заданий (рефератов). На каждом занятии преподаватель оценивает качество рефератов, выступлений, активность студента в дискуссии, умение формулировать и отстаивать свою позицию.

КОНСУЛЬТАЦИИ - это форма учебного занятия, при которой задает вопросы и получает ответы и пояснения не преподаватель, а студент. Консультация может быть индивидуальной или проводиться для группы студентов.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ - это могут быть рефераты, расчетные, графические, курсовые, дипломные проекты или работы. Индивидуальные задания студенты выполняют самостоятельно, с преподавателем лишь консультируются.

КУРСОВЫЕ ПРОЕКТЫ (РАБОТЫ) - хорошая возможность применения полученных знаний для комплексного решения конкретного задания по специальности. К ним следует подходить более чем серьезно, т.к. нередко начатое в курсовом проекте исследование получает развитие при подготовке дипломного проекта или работы, которыми и завершается процесс обучения в вузе.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных занятий время. Она включает подготовку к лекционным и другим аудиторным занятиям, выполнение индивидуальных заданий, курсовых проектов и работ, самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины. Самостоятельно изученный материал выносится на итоговый контроль наряду с материалом, освоенным с помощью преподавателя.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА является обязательным компонентом обучения. Она проводится на предприятиях и в организациях под руководством преподавателя и соответствующего специалиста.

В вузе существуют и отличные от школьных формы контроля знаний, которые включают текущий, модульный и семестровый контроли.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ. Осуществляется во время проведения практических, лабораторных и семинарских занятий.

МОДУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ(МК) знаний используется с целью повышения качества изучения дисциплин за счет систематической, ритмичной работы студентов в течение всего семестра. Модульный контроль проводится на всех четырех курсах обучения в бакалаврате в каждом семестре дважды - в середине семестра (МК1) и в конце семестра (МК2).

ЗАЧЕТНЫЙ МОДУЛЬ - это один или несколько самостоятельных завершенных разделов изучаемой дисциплины. Например, в физике модулем может быть "Механика", "Оптика", а в математике - "Аналитическая геометрия" и т.д.

Студент, изучивший все разделы, внесенные в содержание зачетного модуля и сдавший их при модульном контроле с положительной оценкой ("удовлетворительно", "хорошо" или "отлично"), а также выполнивший все расчетные, контрольные и лабораторные задания и работы, относящиеся к зачетному модулю и предусмотренные учебным планом, освобождается от экзамена по материалу, входящему в зачетный модуль дисциплины. Студент, не прошедший два модульных контроля или получивший неудовлетворительные оценки, сдает экзамен на общих основаниях в полном объеме.

В течение семестра проводятся два модульных контроля. Студент, прошедший два МК с положительной оценкой, освобождается от экзамена по дисциплине и ему выставляется оценка, которую преподаватель определяет по результатам двух модульных контролей.

СЕМЕСТРОВЫЙ КОНТРОЛЬ проводится в форме экзамена, зачета или дифференциального зачета в конце каждого семестра. Если учебным планом не предусмотрена экзаменационная сессия, то экзаменационная оценка выставляется по результатам модульных контролей. Студент может быть допущен к семестровому контролю по конкретной дисциплине при условии, что он выполнил по ней все виды работ, предусмотренные учебным планом. Студенты, получившие во время семестрового контроля больше двух неудовлетворительных оценок, из вуза отчисляются. К пересдаче экзамена допускаются те, кто получил один или два "неуда". Каждую дисциплину пересдавать можно два раза.

При подготовке материала использовано "Положение об организации учебного процесса", утвержденное Министерством образования Украины.