Всё зависит от нас

"Как хорошо было в школе", - почему нас иногда посещают такие мысли? Ведь в школе были одни и те же предметы из года в год, те же учителя, с которыми отношения сложились (или нет) раз и навсегда, в школе нас ругали одинаково каждый день, понукали учиться, грозили гневом родителей и директора. Что "хорошо"?

Наверное, самым лучшим и приятным было безоговорочное право на попытку. Можно сколько угодно пытаться что-то делать. То есть можно делать понарошку, пытаться. Если не получалось, неудачу легко можно списать на "ещё маленький" и "не умею". Самое главное, это считалось вполне достойным основанием, чтобы не делать то, чего не хочется. Родители вздыхали по поводу несамостоятельности чада, немного даже радовались, что без них пока никуда. И делали сами. Могли, конечно, отругать и заставить. Но и в подобном случае результат зависел от их силы воли и способности придерживаться предъявленных требований. Не от наших.

И вот настал миг, когда мы увидели свои фамилии в списках зачисленных в вуз. Радости нет предела, обрушились долгожданная независимость и безграничная свобода! А тут - все по-настоящему! С ужасом начинаешь осознавать, что никто не возьмёт за ручку, не отведёт в класс. Аудитории прячутся (особенно в 3-м корпусе), да и сами корпуса - тоже (например, 6-й). Никто не защитит от шуточек одногруппников. "Вредным" преподавателям безразлично, что мы пытались сделать. Должно быть сделано, и точка. Их даже не занимает наша тонкая душевная организация. Невыполненные задания оборачиваются не двойкой в дневнике, а "хвостом". "Хвост" становится кошмарным сном о недопуске к экзамену или об отчислении из рая. И ведь никто не понукает. Не хотите - не делайте. Гулять? - пожалуйста, потом отработаете. Как? - Так же, как прогуливали. А модули! А экзамены! Ещё вчера было всё здорово, а сегодня сессия. Надо сдавать, на "отлично", самим, всё сразу. Знания абсолютно новые, на школьной программе не выедешь... ой-ой-ой! Страшно, и вот мы, тепличные мальчики и девочки, пытаемся играть по старым правилам. А тут всё по-настоящему! Ответственность за свои действия не игрушечная. Не нашел аудиторию - пропустил пару. Прогулял лекцию - надо отрабатывать. Не отработал - не допущен. Зато всё сами: сами не учили, сами провалились, не пересдали - отчислены. Причинно-следственные связи просматриваются отлично, видимость - семестр. Это уже не просто игра, а реалити-шоу. И никого не удаётся убедить, что там, в школе, правила были удобнее. Сколько же сил и времени уходит не барахтанье в старой привычке пытаться!

А потом наступает ещё один миг - и мы понимаем, что деваться некуда, что всё зависит от нас. И мы сами зависим не от кого-то, а от своих решений. Вот тогда на место страха мы ставим ответственность и делание. Самые загадочные работы выполняются в ночь перед сдачей, стоит действительно начать их делать. А не пытаться. Открываются скрытые резервы выносливости и изобретательности. И мы видим результат СВОИХ усилий. Это придаёт силы. По-настоящему.

София ИВАНОВА,
студентка гр. УА-03б, ФЭМ