|
||
- Борис Семенович, вспомните, пожалуйста, свое первое занятие со студентами. Каким тогда были вы и какими были студенты? - К преподавательской работе я приступил 1 сентября 1951 г. Мне поручили проведение практических занятий по геологии в группах горняков и геологов. До сих пор свежо в памяти первое появление 23-летнего ассистента в группе студентов-горняков первого курса, большинство которых недавно демобилизовались из армии и по своему возрасту были старше меня. Некоторое замешательство этим обстоятельством сразу же сгладилось, когда по теме занятия началось знакомство с коллекцией минералов, их свойствами, применением и загадками образования в природе. Преподавательская работа действительно оказалась интересной, особенно когда видишь её результаты. Это же почти чудо, когда студент, впервые взявший в свои руки горный компас в конце занятия уверенно определяет с его помощью элементы залегания пласта, знает, что такое азимут, как надо учитывать магнитное склонение. Для того чтобы занятия были результативными и интересными, приходилось серьезно готовиться к ним, продумывая ход их проведения, и мысленно ставить себя на место студента, усваивающего новый материал. Это очень интересное занятие. - В своей книге вы вспоминаете добрым словом многих и многих своих учителей. Но, наверное, среди них есть тот, кто оказал на вас как на педагога наибольшее влияние. - Для меня самым большим авторитетом был И.Л. Никольский, который преподавал у меня на пятом курсе геотектонику, угольные месторождения и методику поисков и разведки твердых полезных ископаемых - это совершенно разные науки, но он преподносил их одинаково хорошо. - На инженера вы учились пять лет, педагогом стали в одночасье. Что, по-вашему, главное в педагогической деятельности? - Нужно любить студентов и свою профессию и уметь доносить эту любовь и свои знания до них. - Что бы вы посоветовали тем молодым преподавателям, которые в этом году впервые зашли в этом качестве в студенческие аудитории? - У меня на занятиях не бывает опоздавших по той причине, что я считаю, преподаватель должен заходить в аудиторию последним, то есть после переклички я уже никого в аудиторию не пускаю. Мне кажется, дисциплина - очень важная составляющая учебного процесса, поэтому я пожелал бы молодым преподавателям быть строже в этом вопросе. От редакции. Когда верстался номер стало известно, что биография профессора Б.С.Панова снова включена в издаваемый в США в 2006-07гг. справочник "Кто есть кто в науке и инженерии" - наиболее надежный источник биографической информации, используемый более чем в 100 странах мира. |
||