Ученый, путешественник, искатель земных кладов…


Недавно увидело свет второе издание книги профессора кафедры "Полезные ископаемые и экологическая геология" Б.С.Панова "Донецкий национальный технический университет в моей жизни". Книга очень интересна по содержанию, хорошо иллюстрирована. Неутомимый путешественник и искатель кладов земных, автор, повествуя о своем 60-летнем пути от студента Донецкого индустриального института до профессора ДонНТУ, сделал акцент на международной деятельности кафедры и своей работе за границей: в Германии, Канаде, Перу, Китае, Австралии и США. Всесторонне образованный, наблюдательный человек, Борис Семенович приводит множество интереснейших подробностей из культурной и общественно-политической жизни стран, в которых работал. Передавать содержание книги - дело неблагодарное. Ее стоит взять в библиотеке и прочитать. А мы побеседуем с Борисом Семеновичем не как с автором, а как с педагогом, тем более что 1 сентября исполнилось 55 лет с тех пор, как он впервые вошел в аудиторию в качестве преподавателя.

- Борис Семенович, вспомните, пожалуйста, свое первое занятие со студентами. Каким тогда были вы и какими были студенты?

- К преподавательской работе я приступил 1 сентября 1951 г. Мне поручили проведение практических занятий по геологии в группах горняков и геологов. До сих пор свежо в памяти первое появление 23-летнего ассистента в группе студентов-горняков первого курса, большинство которых недавно демобилизовались из армии и по своему возрасту были старше меня. Некоторое замешательство этим обстоятельством сразу же сгладилось, когда по теме занятия началось знакомство с коллекцией минералов, их свойствами, применением и загадками образования в природе. Преподавательская работа действительно оказалась интересной, особенно когда видишь её результаты. Это же почти чудо, когда студент, впервые взявший в свои руки горный компас в конце занятия уверенно определяет с его помощью элементы залегания пласта, знает, что такое азимут, как надо учитывать магнитное склонение. Для того чтобы занятия были результативными и интересными, приходилось серьезно готовиться к ним, продумывая ход их проведения, и мысленно ставить себя на место студента, усваивающего новый материал. Это очень интересное занятие.

- В своей книге вы вспоминаете добрым словом многих и многих своих учителей. Но, наверное, среди них есть тот, кто оказал на вас как на педагога наибольшее влияние.

- Для меня самым большим авторитетом был И.Л. Никольский, который преподавал у меня на пятом курсе геотектонику, угольные месторождения и методику поисков и разведки твердых полезных ископаемых - это совершенно разные науки, но он преподносил их одинаково хорошо.

- На инженера вы учились пять лет, педагогом стали в одночасье. Что, по-вашему, главное в педагогической деятельности?

- Нужно любить студентов и свою профессию и уметь доносить эту любовь и свои знания до них.

- Что бы вы посоветовали тем молодым преподавателям, которые в этом году впервые зашли в этом качестве в студенческие аудитории?

- У меня на занятиях не бывает опоздавших по той причине, что я считаю, преподаватель должен заходить в аудиторию последним, то есть после переклички я уже никого в аудиторию не пускаю. Мне кажется, дисциплина - очень важная составляющая учебного процесса, поэтому я пожелал бы молодым преподавателям быть строже в этом вопросе.

От редакции. Когда верстался номер стало известно, что биография профессора Б.С.Панова снова включена в издаваемый в США в 2006-07гг. справочник "Кто есть кто в науке и инженерии" - наиболее надежный источник биографической информации, используемый более чем в 100 странах мира.