Донецкий политехник № 17,
27 декабря 2002 г.




О БОЯЗНИ "МЫШЕЙ"

   Выбирая такое название для статьи, предвижу скептические и снисходительные отзывы многих читателей. Мол, никто уже давно не боится ни компьютерных мышек, ни всего, что с ними связано, а уж из Интернета мы вообще не "вылазим". Наверное, они будут правы. Но лишь отчасти. Даже самая лучшая компьютерная система будет лишь красивой картинкой на экране вашего компьютера, если вы не сумеете использовать все ее возможности. Несмотря на увеличение числа пользователей Интернет, пока еще немногие представляют себе все возможности этой информационной среды. Как правило, познания большинства ограничиваются просмотром страниц в Сети и умением скачать оттуда необходимые для работы или развлечения файлы. Да еще, пожалуй, многие умеют пользоваться электронной почтой. Возможности же Всемирной Паутины гораздо шире, чем может себе представить даже очень "продвинутый" пользователь. Если человек рассчитывает получить от использования WWW в работе, преподавании или учебе максимальный результат, то просто необходимо специальное обучение.

   Осваивая Интернет, мы не только учимся работать на компьютере и осваивать программы, но и приобретаем также навыки целенаправленного поиска информации и формируем нашу информационную культуру, которая так необходима для жизни в современном обществе. То есть мы снова учимся учиться, но на более высоком уровне развития информационных технологий. В этих условиях первые, у кого такая потребность учиться обязательно должна возникнуть - это преподаватели, ибо, не овладев медиаобразовательными технологиями, они рискуют безнадежно устареть уже сегодня.

   Проблема широкого использования Интернет в образовании встала в свое время и перед нашими зарубежными коллегами, часть из них просто не замечала и откровенно игнорировала мощный обучающий потенциал сети Интернет. Зачем же нам повторять их ошибки? Сегодня Интернет как образовательный ресурс игнорировать просто недопустимо, потому что, во-первых, глупо не замечать такой кладезь информации - относительно дешевой, доступной и современной. Во-вторых, мультимодальность подачи информации обеспечивает лучшее качество усвоения и компенсирует оторванность наших теорий от реальной жизни. В-третьих, без активного и эффективного применения новых информационных технологий трудно оставаться конкурентоспособными.

   Одна из наиболее актуальных проблем образования в настоящее время - это управление знаниями. То, что есть в Интернете, зачастую бессистемно и противоречиво, поэтому задача преподавателя не только учить предмету, но и учить думать критично, учить разбираться в потоке фактов, цифр и мнений, отделять "зерна от плевел".

   Одним словом, Интернет - это здорово! Но почему мы не спешим воспользоваться таким богатством? Ведь даже самые "продвинутые" преподаватели используют компьютер главным образом только как текстовый редактор, т.е. как передовой вариант печатной машинки, а Интернет - лишь как дополнительный источник. Процент же тех, кто реально интегрирует Интернет-ресурсы в свой курс, остается довольно низок.

   Оставим в стороне набившую оскомину ссылку на техническую неоснащенность, ответив не менее традиционным: у тех, кто хочет, - тысяча путей, у тех, кто не хочет, - тысяча причин. Будем справедливы - по компьютерному оснащению мы сделали колоссальный шаг вперед всего за какие-то последние 6-7 лет. Но адекватны ли наши усилия в освоении этой техники? Скорей всего, нет.

   Что же, кроме личной инертности, нам мешает? Во-первых, отсутствие технической поддержки. Для того чтобы сделать, скажем, обучающий сайт, не имея специализированной платформы, навыков создания веб-страниц, опыта работы с ftp-протоколами и т.д. и т.п., требуется много времени, энтузиазма и "большое гражданское мужество". Для энтузиастов скажу: наши львовские коллеги из системы Украинского дистанционного образования предлагают бесплатный хостинг и техническую поддержку для дизайна и размещения учебных курсов (www.udl.org.ua). Но зачем "ходить" так далеко, а не создать свою университетскую специализированную службу технической поддержки? Прекрасно оформленный сайт нашего университета, к сожалению, не реализует и малой толики своего организующего, пропагандистского и обучающего потенциала. Оптимистично и солидно выглядит сайт магистратуры университета, вселяют надежду страницы библиотеки. Но это лишь первые шаги. А имеющийся потенциал намного шире. Обычному преподавателю приходится долго, и, в конечном счете, безуспешно, искать "концы", чтобы поставить ссылку на свой учебный сайт на официальном сайте университета. К сожалению, пропал форум, так удачно начатый к 80-летию института, - прекрасная возможность обратной связи и для администрации, и для преподавателей.

   Во-вторых, мы, наверное (чего греха таить), боимся лишней, никак не учтенной и не оплачиваемой работы. Эффективно использовать Интернет - это не просто отослать студентов по найденной вами ссылке. Необходимо интегрирование Интернет-ресурсов в учебный курс. Проще говоря, надо создать ситуацию, когда студент отправляется "бродить" по сети не потому, что его заставил преподаватель, а потому, что для решения его задачи только там он может найти нечто важное, генерирующее новые знания и навыки. А это значит, что необходимо кардинально переосмыслить курсы, накатанные годами. Переосмыслить их так, чтобы создать у студента мощную внутреннюю мотивацию что-либо учить. Естественно, проще оставить все, как есть, и удовлетвориться традиционными источниками.

   А зачем, собственно, преподавателю ломать привычный ход вещей, если ему платят совсем не за это? Как учесть часы "сидения" в сети в учебной нагрузке? И кто, кроме студентов, примет во внимание твои материалы, "выложенные" на сайт: ведь для учета методической нагрузки нужны только твердые копии в форме видавших виды методичек. А в какой вид учебной нагрузки будут включены твои часы консультаций в "он-лайновом чате" или сообщения в офф-лайне? И солидно ли преподавателю использовать формат ICQ для общения со студентами по серьезному предмету? Почему бы не иметь специализированный форум на сайте университета?

   В-третьих, мы боимся нового качества отношений со студентами. В аудитории я - "царь и Бог". А в сети? Всего лишь партнер по переписке, консультант, советчик. В аудитории студенту приходится меня слушать - выбора-то особенно и нет. А в сети? Легкий щелчок "мышки", и он виртуально и территориально далеко от моих, казалось бы, тщательно спланированных заданий и теоретических выкладок. Через сеть преподаватель доступен всегда, а не только в часы занятий и консультаций - хочет он этого или нет. Рабочий день легко превращается в рабочие сутки.

   И еще одна дилемма. Как контролировать знания студентов, если в учебных проектах, интегрирующих Интернет, просто не бывает единственно правильного ответа? Если для нас важно, как студент мыслит, ищет и анализирует информацию, работает в команде, святая святых - оценка - теряет свой традиционный смысл просто потому, что не в состоянии объективно отразить весь комплекс учебных действий и мыслительных операций студентов. Вот уж поистине крамольная мысль для каждого преподавателя! А если не традиционная "четырехбалльная" система, тогда что взамен?

   Кроме всего прочего, общение преподавателей и студентов, опосредованное компьютером, еще в большей степени нуждается в обратной связи: без регулярных опросов, обсуждений в аудитории и иных доступных приемов получения мнения студентов об использовании компьютерных технологий едва ли можно считать учебный климат продуктивным. Интернет как раз и дает неоценимую для преподавателя возможность узнать, наконец, что действительно думают о тебе, о твоем курсе, о твоем стиле преподавания твои студенты. Форум - великолепная возможность получения обратной связи. Анонимность сообщений на форуме - залог откровенности. Чего стоит один крик студенческой души, запуганной нашим авторитарным преподаванием, на сайте: www.student.dn.ua - "и чё, я могу тут писать все, что думаю, и мне ничего не будет?!!!" Для меня почти ежедневное открытие - это сайт моих студентов, созданный и администрируемый ими самостоятельно: www.ved00.nm.ru. Публично доступный сайт в сети - это не листок анкеты с нелицеприятным отзывом, который можно спрятать от чужих глаз и притвориться, что ничего и не было.

   Кстати, еще неизвестно, кто больше боится "мышек". Мы изначально предполагаем, что молодое поколение просто в силу своей молодости обязано разбираться в компьютерных вопросах лучше, чем преподаватели. Мой блиц-опрос 75 студентов показал, однако, что для 56 % опрошенных студентов-экономистов 2 курса компьютер и Интернет - это все еще "терра инкогнита" и, прежде всего, из-за вечного стереотипа: "это слишком сложно, чтобы я мог это освоить". При этом на вопрос, а нужно ли активно привлекать Интернет и компьютерные технологии в обучение, был дан стопроцентно положительный ответ.

   Наши страхи перед тем, чтобы, не раздумывая, ринуться с головой в пучину Интернет, увлекая за собой всю кажущуюся правильность, стабильность и надежность накопленного и сделанного ранее, порождают множество вопросов, многие из которых риторические, на многие у нас еще нет готовых ответов. А если ответы теоретически прогнозируемы, реальная практика быстро опускает нас с небес на землю. И все же. Нам, как и нашим зарубежным коллегам, есть что сказать, у нас еще, несмотря ни на что, неисстребим здоровый энтузиазм. И все, что наработано в традиционном формате аудитории, только выиграет, если дополнить и оптимизировать его безграничными возможностями всемирной сети. А поскольку страхи у нас общие, то и бороться с ними необходимо сообща. Здесь один в поле - не воин.

Н.Тодорова,
доцент кафедры внешнеэкономической деятельности.


От редакции. Приглашаем всех принять участие в обсуждении проблемы, поднятой в этой статье. Отклики на нее можно принести в редакцию "Донецкого политехника" или отправить по адресу: donpol@donntu.ru