Донецкий политехник № 12,
28 августа 2003 г.




Играйте на опережение!

   МАТЕМАТИКА первой сформировалась как самостоятельная наука и показала блистательный пример, как строить любую другую науку.

   За несколько тысяч лет своего существования она накопила такую бездну информации, что у простого человека создается впечатление о ее непостижимости! Но это не так. Великая Природа наградила каждого из нас мозгом, только в коре больших полушарий которого содержится порядка 15 млрд. нейронов. Каждый нейрон - это мини-ЭВМ (по крайней мере, для его моделирования нужна приличная ЭВМ!). Но для простоты рассуждений уподобим его примитивному реле, обладающему двумя состояниями: открыто - закрыто.

   Тогда даже в этом предельно огрубленном случае число состояний коры нашего мозга составляет: 2^1.5 * 10^10 = 10^9.

   С чем можно сравнить это число? Оказывается, ни с чем! У Природы просто нет таких чисел. Например, число нуклонов в наблюдаемой части Вселенной (а это шар диаметром в 20 млрд. световых лет!) составляет всего 10^80. В принципе, если бы это было нужно, человек мог бы запомнить положение каждого из них в любой момент времени! Психологи подтверждают - человеческая память поистине безгранична: мы запоминаем абсолютно все, что происходит с нами в жизни (и все это можно извлечь из памяти, например, с помощью гипноза). Наша беда не в том, что мы не помним, а в том, что мы не можем вспомнить нужную информацию в нужный момент времени.

   В принципе, обучение математике ничем не отличается, например, от обучения футболу. Скажите честно, если вы будете смотреть по телевизору футбол с утра до вечера, станете ли вы от этого классным футболистом? Конечно, нет! Почему же вы удивляетесь тому, что вам не дается математика, если вы пассивно списываете с доски то, что написал преподаватель? Только упорные тренировки, самостоятельная работа могут обеспечить успех. Если вы пропустили тренировку, то потеряли спортивную форму, и, чтобы ее восстановить, нужно удвоить усилия. Также и с математикой: лучше заниматься понемножку, но ежедневно, особенно на первом курсе, и через месяц-второй вы увидите, что дело пошло на лад. Будьте активными, не отсиживайтесь за спинами товарищей, не бойтесь спрашивать, идти к доске, преодолевайте себя, и успех обязательно к вам придет!

   И еще. Нужно умело использовать особенности нашей памяти, которая, как известно, имеет двухступенчатую структуру: оперативная и долговременная память. Первая из них держит жизненные впечатления сегодняшнего дня, которые во время сна переписываются в долговременную память. Так вот, чтобы нужное нам легло "на ближнюю полку", необходимо перед сном (за час-полтора) хотя бы бегло просмотреть конспект лекций (для этого достаточно 15-20 минут). Придя на занятия, не носитесь как угорелые по коридору, а сядьте и раскройте конспект, посмотрите, что было на предыдущем занятии. Это, во-первых, даст вам возможность сразу же включиться в работу и хорошо воспринимать новый материал, а во-вторых, дополнительное прикосновение к информации закрепляет ее в памяти и в дальнейшем сильно экономит время при подготовке к контрольной работе, зачету, экзамену. И главное - не плетитесь в хвосте у событий, ничего не откладывайте "до лучших времен", играйте на опережение: получив задание, старайтесь сделать его досрочно, пока не успели забыть полученную на занятиях информацию. Научитесь правильно вести конспект (это очень важно), чтобы успеть все записать, разработайте свою систему сокращений: меньше слов и больше символов, выделяйте разными цветами определения, формулировки теорем для того, чтобы потом их можно было быстро выхватить из текста. Помните, что ведение конспекта помогает лучше запоминать материал, поскольку при этом работают все виды памяти (слуховая, зрительная, моторная - память руки), поддерживающие друг друга.

   Научитесь работать с учебником (преподаватель из-за нехватки времени многие важные моменты вынужден опускать, но они могут пригодиться в жизни). Очень большую пользу вам принесет компактный, подготовленный кафедрой математики (с учетом современных тенденций математического образования в мире) учебник "Высшая математика" (авторы В.В. Пак и Ю.Л. Носенко, издательство "Сталкер" - Донецк).

   Мы живем в эпоху научно-технической революции, эпоху быстрой смены "поколений машин", технологий, заложенной в них информации. Это приводит к тому, что объем научно-технической информации удваивается через 5-7 лет, с такой же скоростью она и стареет. Поэтому значительная часть полученных в вузе знаний устаревает еще до того, как молодой специалист приступит к самостоятельной работе. С окончанием вуза не заканчивается, а по существу начинается самообразование специалиста. И главная ваша задача в вузе - это научиться правильно учиться, поскольку учиться вам придется всю жизнь, чтобы не отстать от нее. В эпоху НТР, как никогда ранее, возрастает роль фундаментальных наук, и особенно математики, которые подвержены гораздо меньшим изменениям и являются "цементом", скрепляющим быстро растущее здание нашей цивилизации.

Фрагмент из открытой лекции
профессора В.В.Пака
"Числа правят миром".