Донецкий политехник № 12,
28 августа 2003 г.




Пусть удача улыбается вам!

  В этой статье речь пойдет о режиме дня. "Ну сколько можно?!- воскликнут некоторые. А мы считаем, что говорить об этом можно и нужно до тех пор, пока даже самые большие нигилисты не скажут:"Да, режим дня - это то,что надо для достижения успеха". Мы же добавим - особенно важно его соблюдать первокурсникам и особенно иногородним, отправившимся в многотрудное путешествие без столь привычной родительской опеки. Итак, прислушайтесь к умным советам, и вам всегда будет сопутствовать удача.

   Режим дня придает всей жизни определенный ритм, строгую упорядоченность. Благодаря этому у человека развивается чувство времени, помогающее ему работать в определенном ритме. Людям, привыкшим жить по режиму, не приходится вести борьбу с собой ("Вот надо встать, а так не хочется". "Ах, ведь нужно спать, завтра контрольная, а никак не заснуть"). Их организм всегда сам "хочет" делать то, что надо, а это в значительной мере снимает нервное напряжение и увеличивает производительность труда.

   Составляя план и обдумывая режим дня, учитывайте необходимость достаточного времени (7-8 часов) сна и регулярного питания. Очень опасна иллюзия преувеличения сил и возможностей организма. Конечно, организм будет компенсировать усиленный расход энергии за счет внутренних ресурсов, которые особенно велики в молодом возрасте, но не бесконечны.

   Доказано, например, что студенты-математики, решая дозированные задачи "натощак" (идя в институт без завтрака), допускают в два-два с половиной раза больше ошибок, а скорость и точность перевода с иностранного языка после недостаточного сна уменьшается на одну треть. Заставляя мозг работать в неблагоприятных условиях, вы истощаете без нужды нервную систему и клетки мозга.

   Студент должен заниматься в день 10-10,5 часов. Если учесть, что на аудиторные занятия у него уходит в среднем 6 часов, то на самостоятельную работу остается 4-4,5. Их нужно распланировать с точностью до пяти минут.

   План на следующий день лучше всего составлять вечером. При этом продумайте последовательность дел, учитывая следующее:

   - чтобы избежать ненужного переутомления мозга, следует чередовать умственную деятельность и физическую. Поэтому после окончания аудиторных занятий не планируйте сразу самостоятельную работу над домашним заданием;
   - если у вас было 6 часов занятий, а до вашего обычного времени обеда остается еще два часа, можно, отдохнув 10-15 минут на воздухе, позаниматься час, просмотрев, или еще лучше, припомнив все, что вы услышали и записали сегодня на занятиях. Отработка конспектов в день записи лекции очень важна потому, что более 60 % материала забывается в первые часы после восприятия. Поэтому именно в это время важно удержать материал в памяти дополнительным повторением, что будет способствовать его переводу в долговременную память.

   Не всегда захочется сразу после лекции тратить время на то, чтобы еще раз просмотреть конспект. Но, выработав в себе эту ценную привычку, вы убедитесь, что намного облегчаете себе подготовку к контрольным работам, зачетам и экзаменам. При этом гораздо лучше, если вы не просто "пробегаете" глазами конспект, а сначала стараетесь активно припомнить, о чем шла речь на лекции. Это тоже потребует дополнительного времени, но оно потом окупится.

   При распределении работы по дням недели необходимо помнить, что понедельник - день "врабатывания" (соберите на этот день много мелких дел, которые не требуют особого умственного напряжения, но зададут вам хороший ритм на всю неделю)

   Самые продуктивные дни - среда и четверг. Их нужно стараться разгрузить от мелких дел и оставить для серьезной умственной работы, продлив ее, может быть, и за рамки 10-ти часов.

   Пятница и суббота - дни, когда накапливается недельное утомление. Поэтому можно больше времени посвятить отдыху или увлечениям.

   А в воскресенье желательно полностью отвлечься от учебных занятий. Только в этом случае можно надеяться, что в понедельник вы с новыми силами возьметесь за учебу.

   Важно также в течение нескольких часов умственной работы сохранять мозг в тонусе. Для этого необходимо чередовать предметы различных циклов и делать каждые 50 минут перерыв на 10 минут, а через каждые 2,5-3,0 часа работы перерыв на 30-40 минут, даже если вы не чувствуете никакой усталости. А во время перерыва нужно заставить мозг переключиться на другую деятельность. В такие перерывы нельзя курить: никотин сужает сосуды и лишает мозг необходимого притока крови. Поэтому лучше всего было бы погулять на улице.

Н. КОРОЛЕВ,
психолог.