Наверное, самый важный
и волнительный период в
студенческой жизни – сессия.
Наши первокурсники проверили это на себе впервые.
По статистике именно первая сессия наиболее богата
на отчисления. Около 20%
первокурсников вынуждены
покинуть вуз уже после первого семестра. Причина –
неумение самостоятельно организовать работу и непонимание того, что лекции и семинары – не школьные уроки,
а экзамены в вузе – не школьная контрольная. Первая сессия проверяет, насколько студент готов к самостоятельной
жизни и деятельности.
Какова же оценка первой
сессии первокурсниками ДонНТУ? В начале второго семестра (февраль 2017 г.) Психологическая служба ДонНТУ
провела масштабное исследование по результатам первой сессии студентов университета. В нем приняли
участие 387 первокурсников
9 факультетов. Им был предложен опросник, результаты
которого мы и представляем.
У 33% студентов сессия прошла без напряжения, и ее результаты хорошие. У 27% –
прошла трудно, но результатами сессии они довольны.
То есть большее количество первокурсников (60%)
устроили ее итоги. И, конечно же, есть и такие студенты
(13%), у которых сессия прошла легко, правда, результаты низкие, преимущественно удовлетворительные. 14%
первокурсников результатами недовольны, сессия для
них прошла трудно.
Практически половина
опрошенных студентов-первокурсников (44%) одной из
основных трудностей при
сдаче первой сессии называют личностную тревогу,
20% – никаких сложностей
не испытывали. Среди студентов есть и такие, которым было мало времени на
подготовку к сессии – 12%,
указали на высокие требования преподавателей –
11%, на страх перед преподавателями – 10%.
О самостоятельности студентов говорит тот показатель, что они в преодолении трудностей возлагали
надежды в основном: на себя – 76%, на одногруппников – 12%, родителей – 5%,
куратора – 4%, деканат – 2%.
Что можно сказать об
отношении студентов к
учебе в университете после
проведенной сессии? Большинству студентов (63%) нравится учиться в университете,
их ожидания оправдались,
они не разочаровались и хотят
дальше продолжить учебу.
29% первокурсников немного
разочаровались, и их ожидания не совсем оправдались.
6% студентов разочаровались
полностью, их ожидания не
оправдались, но они будут
продолжать обучение в вузе.
Следует отметить, что
большинство студентов эффективно организовали процесс сдачи сессии. Так, 58%
опрошенных готовились к
сессии (читали, учили). Надеялись «на авось» 9%, и 10%
прибегли к поддержке одногруппников. Ну а любимые
шпаргалки (14%) с использованием электронных средств
(8%) тоже помогли первокурсникам организоваться в
процессе подготовки к сессии.
Первая сессия, несмотря
на некоторые сложности, сохранила неизменными отношения с преподавателями (72%), у 25% первокурсников
отношения изменились даже
в лучшую сторону, стали
более компромиссными, по
их мнению. А у 3% студентов
отношения с преподавателями изменились в худшую
сторону, стали более конфликтными.
И с одногруппниками отношения после сессии тоже
в целом положительные. Так,
у 70% опрошенных они остались прежними. У 27%
студентов даже изменились
в лучшую сторону и всего
лишь у 3% – стали хуже.
Итак, поздравляем всех первокурсников с первыми успехами. Желаем ещё большей уверенности в своих силах, учебных побед на предстоящих ещё в долгой студенческой жизни зачетах и экзаменах, а также радости от
процесса и результатов сессий!
И. МУХАНОВА,
канд. психол. наук,
педагог-психолог ДонНТУ