Общеизвестно, что каждый год в
университет приходят студенты со своими сформировавшимися знаниями,
умениями, навыками учебной деятельности и мотивацией учения. И каждый
год профессорско-преподавательский
состав сталкивается с проблемой отчисления немалого количества студентов
1-го курса перед сессией или после нее.
Чтобы разобраться в данной проблеме,
Психологическая служба ДонНТУ организовала исследование, выделив основные компоненты учебной деятельности: адаптация и мотивация учения.
На наш взгляд, именно успешная адаптация к вузу и сформированная мотивация учения студентов влияют на эффективную сдачу сессии.
Впервые в нашем университете проводилась подобная научно-исследовательская работа, ее результаты были представлены на
Совете развития. Она проходила
в несколько этапов: на первом
проводилась психодиагностика
(анкетирование: сентябрь-ноябрь
2016 г.), в котором участвовали
350 студентов 1 курса десяти факультетов. На втором – тренинговая работа (октябрь 2016 г. –
январь 2017 г.). Третий этап – повторная психодиагностика – проводится во втором семестре (исследование продолжается).
Адаптация студентов включает в
себя психофизиологическую приспосабливаемость ( к режиму и учебным нагрузкам), социально-психологическую (к нормам и правилам вуза) и к содержанию учебного процесса (к учебному
материалу). Адаптация к студенческой
жизни – это сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения
всех резервов организма, который у
первокурсников еще не до конца сформирован. И, в большей степени, не
сформирована психофизиологическая
адаптация, о чем свидетельствуют и
результаты нашего исследования. Так,
57 % первокурсников испытывают трудности (утомляемость), связанные с выросшим объемом учебной нагрузки, а
59 % – из-за длинных пар.
Что касается социально-психологической адаптации, то можно сделать
выводы о том, что первокурсники приняли нормы и правила вуза. 76% нравится учиться в вузе, а 40 % студентов с
радостью идут в университет, хотя 50 %
с равнодушием. Но следует обратить внимание на то, что сами студенты
оценивают свой процесс адаптации как
несложный (50 %), 30 % первокурсников сразу адаптировались и лишь 14 %
трудно проходят адаптацию.
По результатам исследования социально-психологическая адаптация прошла для первокурсников нашего университета успешно. И эта успешность
определяется достаточно благоприятно складывающимися отношениями с
преподавателями и одногруппниками.
А это эффективный показатель для развития у студента способности к управлению собственной деятельностью,
дальнейшей самореализации, личностного и профессионального роста.
Как показывает анкетирование, 87 %
студентов имеют доброжелательные
отношения со сверстниками в учебной группе, 13 % – нейтральные, а конфликтные не выражены. Показатель
комфортности студентов в группе также высокий (95 %). А среди значимых
проблем в первые месяцы обучения,
связанных с отношениями с одногруппниками, всего лишь 3 % опрошенных
имеют их. С преподавателями у студентов также складываются благоприятные отношения – лишь 20 % опрошенных имеют проблемы. А что касается
роли куратора в жизни первокурсника,
то на вопрос «Кто для вас куратор?»,
57 % первокурсников видят в нем помощника студента.
Эффективность сдачи сессии первокурсниками зависит и от сформированности адаптации к содержанию учебного процесса. Сравнительный анализ
адаптации первокурсников к учебной
деятельности и к учебной группе позволяет сделать вывод о том, что адаптация к учебной группе (65 %) у них проходит быстрее, легче и эффективнее, чем адаптация к учебной деятельности
(30 %). Эту особенность можно объяснить повышенной потребностью быть
принятым и значимым в коллективе
сверстников, что характерно для юношеского возраста.
Не менее важной стороной эффективной сдачи сессии студентами 1 курса
является мотивация учения – направленность на различные стороны учебной деятельности. Если анализировать
особенности мотивации обучения в
вузе, то у 39 % студентов ведущим мотивом учения является приобретение
знаний, у 32 % – получение диплома, у
29 % – овладение профессией. Оценивая уровень развития мотивации учения
первокурсников, мы определили
высокий (4 %), хороший (33 %) и
положительный ( 49 %) у ровни,
что свидетельствует об осознанности и направленности большей
части студентов на цели и содержание учебно-профессиональной
деятельности. Среди них есть и
такие, у которых низкий уровень
мотивации учения (12 %) и 2 % –
дезадаптация (нарушение приспособления организма и психики
личности к изменениям окружающей среды).
Данное исследование помогло
выявить студентов, испытывающих затруднения в учебно-профессиональной деятельности. А также позволило сделать выводы о том, что группу
риска составляют студенты с низкой
психологической готовностью к сессии,
не выдерживающие учебной нагрузки, с
низкой психофизиологической адаптацией, дезадаптированные или с низкой
адаптацией к учебной деятельности и
учебной группе. А адаптированный студент, с нашей точки зрения, приспособлен к полноценному развитию своего
личностного, физического, интеллектуального и другого потенциала в новой
для него среде. Он умеет использовать
данную ему социальную ситуацию для
решения задач сегодняшнего дня и мотивирован на движение вперед.
Из всего вышесказанного следует
вывод, что одной из важных задач в работе вуза является поиск эффективных
путей и методов приобщения первокурсника к новым для него условиям
учебы и жизни.
И. МУХАНОВА, канд. психол. наук,
педагог-психолог ДонНТУ
|