Газета Донецкого национального технического университета.    Выходит с апреля 1921 г.

                                                                         ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


АДАПТАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ
У ПЕРВОКУРСНИКОВ

        Общеизвестно, что каждый год в университет приходят студенты со своими сформировавшимися знаниями, умениями, навыками учебной деятельности и мотивацией учения. И каждый год профессорско-преподавательский состав сталкивается с проблемой отчисления немалого количества студентов 1-го курса перед сессией или после нее. Чтобы разобраться в данной проблеме, Психологическая служба ДонНТУ организовала исследование, выделив основные компоненты учебной деятельности: адаптация и мотивация учения. На наш взгляд, именно успешная адаптация к вузу и сформированная мотивация учения студентов влияют на эффективную сдачу сессии.
        Впервые в нашем университете проводилась подобная научно-исследовательская работа, ее результаты были представлены на Совете развития. Она проходила в несколько этапов: на первом проводилась психодиагностика (анкетирование: сентябрь-ноябрь 2016 г.), в котором участвовали 350 студентов 1 курса десяти факультетов. На втором – тренинговая работа (октябрь 2016 г. – январь 2017 г.). Третий этап – повторная психодиагностика – проводится во втором семестре (исследование продолжается).
        Адаптация студентов включает в себя психофизиологическую приспосабливаемость ( к режиму и учебным нагрузкам), социально-психологическую (к нормам и правилам вуза) и к содержанию учебного процесса (к учебному материалу). Адаптация к студенческой жизни – это сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения всех резервов организма, который у первокурсников еще не до конца сформирован. И, в большей степени, не сформирована психофизиологическая адаптация, о чем свидетельствуют и результаты нашего исследования. Так, 57 % первокурсников испытывают трудности (утомляемость), связанные с выросшим объемом учебной нагрузки, а 59 % – из-за длинных пар.
        Что касается социально-психологической адаптации, то можно сделать выводы о том, что первокурсники приняли нормы и правила вуза. 76% нравится учиться в вузе, а 40 % студентов с радостью идут в университет, хотя 50 % с равнодушием. Но следует обратить внимание на то, что сами студенты оценивают свой процесс адаптации как несложный (50 %), 30 % первокурсников сразу адаптировались и лишь 14 % трудно проходят адаптацию.
        По результатам исследования социально-психологическая адаптация прошла для первокурсников нашего университета успешно. И эта успешность определяется достаточно благоприятно складывающимися отношениями с преподавателями и одногруппниками. А это эффективный показатель для развития у студента способности к управлению собственной деятельностью, дальнейшей самореализации, личностного и профессионального роста.
        Как показывает анкетирование, 87 % студентов имеют доброжелательные отношения со сверстниками в учебной группе, 13 % – нейтральные, а конфликтные не выражены. Показатель комфортности студентов в группе также высокий (95 %). А среди значимых проблем в первые месяцы обучения, связанных с отношениями с одногруппниками, всего лишь 3 % опрошенных имеют их. С преподавателями у студентов также складываются благоприятные отношения – лишь 20 % опрошенных имеют проблемы. А что касается роли куратора в жизни первокурсника, то на вопрос «Кто для вас куратор?», 57 % первокурсников видят в нем помощника студента.
        Эффективность сдачи сессии первокурсниками зависит и от сформированности адаптации к содержанию учебного процесса. Сравнительный анализ адаптации первокурсников к учебной деятельности и к учебной группе позволяет сделать вывод о том, что адаптация к учебной группе (65 %) у них проходит быстрее, легче и эффективнее, чем адаптация к учебной деятельности (30 %). Эту особенность можно объяснить повышенной потребностью быть принятым и значимым в коллективе сверстников, что характерно для юношеского возраста.
        Не менее важной стороной эффективной сдачи сессии студентами 1 курса является мотивация учения – направленность на различные стороны учебной деятельности. Если анализировать особенности мотивации обучения в вузе, то у 39 % студентов ведущим мотивом учения является приобретение знаний, у 32 % – получение диплома, у 29 % – овладение профессией. Оценивая уровень развития мотивации учения первокурсников, мы определили высокий (4 %), хороший (33 %) и положительный ( 49 %) у ровни, что свидетельствует об осознанности и направленности большей части студентов на цели и содержание учебно-профессиональной деятельности. Среди них есть и такие, у которых низкий уровень мотивации учения (12 %) и 2 % – дезадаптация (нарушение приспособления организма и психики личности к изменениям окружающей среды).
        Данное исследование помогло выявить студентов, испытывающих затруднения в учебно-профессиональной деятельности. А также позволило сделать выводы о том, что группу риска составляют студенты с низкой психологической готовностью к сессии, не выдерживающие учебной нагрузки, с низкой психофизиологической адаптацией, дезадаптированные или с низкой адаптацией к учебной деятельности и учебной группе. А адаптированный студент, с нашей точки зрения, приспособлен к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и другого потенциала в новой для него среде. Он умеет использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и мотивирован на движение вперед.
        Из всего вышесказанного следует вывод, что одной из важных задач в работе вуза является поиск эффективных путей и методов приобщения первокурсника к новым для него условиям учебы и жизни.

И. МУХАНОВА, канд. психол. наук,
педагог-психолог ДонНТУ

© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2017