Газета Донецкого национального технического университета.    Выходит с апреля 1921 г.

                                                                                  ЛЕГЕНДЫ ДонНТУ


ДОНЕЦКИЙ СОЛОВЕЙ

Одной из визитных карточек Донецка является Донецкий театр оперы и балета, носящий имя выпускника нашего вуза Анатолия Борисовича Соловьяненко, которому в этом году исполнилось бы 85 лет. Рядом с театром расположен и его памятник. Открытый в мае 2002 г., величественный монумент представляет собой скульптуру Анатолия Соловьяненко в полный рост, одетого в концертный костюм Герцога из оперы Верди «Риголетто». Скульптура стоит на постаменте круглой формы, который опирается на цилиндры, символизирующие театральные колонны. Памятник высотой 3,5 м выполнен из бронзы и покрыт сусальным золотом. Образ Герцога из оперы «Риголетто» был выбран не случайно.
Соловьяненко дебютировал на сцене Донецкого театра оперы и балета в образе Герцога. Во время гастролей в Испании с оперой «Риголетто» одна из газет опубликовала статью с восторженными отзывами о вокале Соловьяненко, присвоив ему титул «Шахтёрский герцог». С этой публикации это стало именем нарицательным для выдающегося певца.     
      Об Анатолие Борисовиче написано много книг, публикаций. Дополнением к ним могут стать воспоминания, фотографии, хранящиеся в музее истории ДонНТУ
      Из личного дела студента Соловьяненко:
      «Я, Соловьяненко Анатолий Борисович, родился 25 сентября 1932 г. в поселке шахты 29 Рутченковского района Донецка в семье рабочего. В 1940 г. пошел в школу. В 1941 вместе с родителями эвакуировался на Урал. Здесь же окончил 6 классов. В 1945 г. вместе с семьей возвратился на Донбасс на старое место жительства. В 1949 окончил 10 классов средней школы № 139 Буденновского района и в том же году поступил в Донецкий индустриальный институт…».
      Хотя еще с детских лет Анатолий очень любил петь, по совету отца, горняка по профессии, выбрал горномеханический факультет Донецкого индустриального института, так в те годы назывался ДонНТУ. Студенческие годы были наполнены кропотливой работой – зачеты, экзамены, чертежи… Учился Анатолий с удовольствием и огромной самоотдачей. Школьный медалист, он и в институте был среди лучших студентов, старостой группы. Студенты индустриального в те годы носили форму, похожую на военную: черные кители с погонами и блестящими «золотыми» пуговицами с символикой ДИИ. Как вспоминали его однокурсники, форма очень шла Анатолию, и девушки с других факультетов заглядывались на него. Однокурсницы же с обидой говорили, что его интересуют только учеба да занятия вокалом. А пел Анатолий много – ни один из студенческих вечеров в БАЗе первого учебного корпуса, ни один из городских смотров художественной самодеятельности не обходились без него. Здесь нужно отдать должное руководству института, которое всячески поддерживало культурно-массовую работу в вузе. Созданный студенческий эстрадный оркестр (первый среди вузов Донецка) был очень популярен в городе и области. Попасть на концерт в БАЗ было нелегко и очень престижно. Благодаря многочисленным гастролям оркестр вскоре приобрел большую известность, стал зарабатывать деньги для профкома, на которые купили инструменты, пошили костюмы, приобрели осветительную аппаратуру.
      В сопровождении оркестра Анатолий пел русские, украинские песни, и особенно популярные в те годы песни военных лет. Особо любимой у слушателей была песня «Соловьи», которую публика просила повторить на бис. Судьба словно плела свои таинственные знаки: во-первых, Анатолий родился в год открытия в Донецке оперного театра, который со временем станет носить его имя, во-вторых, именно так – «донецким соловьем» – станут называть его за рубежом. В студенческом оркестре он выступал вместе с Витольдом Паком. В. В. Пак (1935-2002 гг.), один из ярких ученых и личностей в истории нашего вуза, д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Госпремии Украины, в течение многих лет заведовал кафедрой высшей математики. Студенческую дружбу они пронесут через всю жизнь. Их товарищество началось с незабываемых уроков у известного донецкого артиста и музыкального педагога А. Коробейченко.
      Из воспоминаний В.В. Пака:
      «Начальным музыкальным образованием Анатолия стала тысяча уроков вокала, которые он тогда взял у великого маэстро Александра Николаевича Коробейченко. С этим багажом он, от природы одаренный прекрасным тенором, и был направлен на стажировку в Италию. Произошло это после того, как его лишь однажды услышали на большом отчетном концерте артистов художественной самодеятельности в Киеве.
      Александр Николаевич разрешил мне петь раньше, чем Анатолию, что Толика страшно огорчило. Но учитель был мудр. Он прекрасно понимал, что я трезво оцениваю свои возможности и буду математиком. А на Анатолия он возлагал большие надежды. И возлагал оправданно. Я прозанимался у Коробейченко всего два года, певцом, как видите, не стал. Но зато научился у него преподавать... математику: объяснять сложные вещи просто и артистично – преподавателю без этого нельзя. А Толик учился у Александра Николаевича десять лет.
      Благодаря нашему учителю и, конечно, себе самому, ему удалось сделать практически невозможное. Во-первых, он превратил имевшиеся у него колебания голоса (это серьезная проблема для оперного певца) в россыпи высоких колокольчиков, по которым ценители оперного искусства мгновенно узнавали «донецкого соловья», как его называли за границей, и, во-вторых, сумел изменить свой характер, переломил суть своей натуры. Ведь по природе своей Анатолий был интровертом, что совершенно губительно для актера. Но он смог пересилить себя – стать экстра- вертом (по крайней мере, на сцене)».       В 1954 г. Анатолий с отличием окончил институт по специальности горный инженер-механик
      Из воспоминаний Л.Т. Прокофьевой, доцента кафедры истории:
      «Как выпускнику-отличнику, комиссия по распределению предложила Анатолию учебу в аспирантуре с расчетом на защиту кандидатской диссертации и дальнейшую работу в институте. Но он отказался, объяснив причину: «Я занимаюсь вокалом, хочу научиться петь». И никакие уговоры не помогли. Тогда ректор Михаил Антонович Богомолов с сожалением сказал: «Козловский и Лемешев уже немолоды, уйдут на заслуженный отдых, а продолжать их дело комуто нужно. Может, Анатолий и заменит их. Пока еще наш институт артистов не выпускал».
      А будущее сложилось так, что Соловьяненко стал всемирно известным певцом. И в этом ему тоже помог Михаил Антонович. Дело в том, что ректор не хотел отпускать молодого, хорошо подготовленного инженера и предложил ему должность ассистента кафедры начертательной геометрии и инженерной графики. Анатолий принял предложение и почти десять лет работал на этой кафедре, что давало ему возможность иметь достойную зарплату и брать платные уроки вокала».
      Из характеристики, подписанной ректором М.А.Богомоловым:
      «За время работы на кафедре начертательной геометрии и графики А.Б.Соловьяненко проявил себя как хороший преподаватель. Упражнения по начертательной геометрии и практические занятия по черчению проводит на должном уровне. Является соавтором альбома по машиностроительному черчению. Участник гостемы кафедры, ее ученый секретарь. В студенческие годы и будучи преподавателем, постоянно участвовал в художественной самодеятельности института, его выступления всегда проходили с большим творческим успехом».
      О принципиальности преподавателя Анатолия Соловьяненко ходили легенды. Он никому не делал поблажек.
      «После того как он проверял чертежи у студентов, их приходилось перечерчивать, – вспоминал В.В.Пак. – Он вносил свои поправки красными чернилами. Подтереть было уже невозможно – только перечертить. Позже, бывая у него в гостях, я не раз слышал, как жена Анатолия Светлана Дмитриевна, его бывшая студентка, частенько напоминала мужу, что и ее чертежи постигала та же участь. Старательной студентке, а позже тоже сотруднице кафедры, было очень обидно. Он и мне, своему старинному другу, мог высказать буквально все – мягко, но прямо».
      Анатолий Борисович пользовался заслуженным уважением на кафедре. В многотиражной газете института «Советский студент» была опубликована заметка его коллег:
      «Увлечение Соловьяненко искусством длительно и неизменно. Увлекаясь сам, он заражал этим других. Прикрепленный к группе строительного факультета как куратор, он смог за четыре года оставить в каждом студенте часть своей любви к искусству. Чрезвычайное трудолюбие, удивительная трудоспособность – вот что бросалось в глаза всем, кто работал рядом с Анатолием Борисовичем. Ни одной минуты, потраченной напрасно, – вот его жизненный девиз».
      В 1961 г. на торжественном концерте по случаю 40-летия со дня создания первого в Донбассе вуза – Донецкого политехнического института – блестяще выступил преподаватель Анатолий Соловьяненко. В январе 1962 г. в Донецкой области проводились смотры художественной самодеятельности для участия в отчетном концерте в Киеве. Соловьяненко достойно представил ДПИ и был включен в большую группу самодеятельных артистов для поездки в Киев.
      Выступление в Октябрьском зале стало для Анатолия рубежом, за которым останутся институт, преподавание, Донецк. Исполненные им арии из оперы «Аиды» Верди и «Паяцы» Леонкавалло имели столь оглушительный успех, что уже на следующий день ему предложили стать стажером Киевского театра оперы и балета. А через несколько дней его вызвали в Москву – принять участие в концерте, посвященном съезду профсоюзов СССР. Тогда же в Москве проходил отборочный тур молодых вокалистов для поездки в Италию. В комиссии заметили украинского тенора, и он поехал на стажировку в Италию. Преподаватель начертательной геометрии пел в миланском Ла Скала! Стажировка длилась год и закончилась в 1963-м. За год судьба подарила ему первый международный успех: Анатолий занял второе место на песенном телефестивале «Неаполь против всех». А в 1977 г. он первым из советских теноров был приглашен в Метрополитен-опера. Дальше – заслуженная слава, успех, признание.
      В 1980 г. А.Б. Соловьяненко первым из деятелей культуры УССР был удостоен звания лауреата самой почетной Ленинской премии.
      Из воспоминаний профессора В.В. Пака:
      «Только он и Аркадий Райкин были беспартийными лауреатами этой премии, достичь таких высот без билета члена КПСС никому в Советском Союзе не удавалось. В 1980 г. 10 тысяч рублей были суммой, достаточной для покупки, например, автомобиля «Волга» и дачи. Но Анатолий Соловьяненко отдал их в Фонд мира, сказав своим домочадцам: «Я видел войну. И потому хочу, чтобы был мир».
      Его оперный и концертный репертуар был огромен. Безупречная вокальная техника и актёрское мастерство, способность проникать в художественную сущность образа позволили ему исполнять самые трудные оперные партии. Несмотря на мировую славу и плотный концертный график, Анатолий Борисович не забывал родной институт. Будучи на гастролях в Донецке, он часто его посещал, продолжал дружбу с сотрудниками кафедры, всегда приглашал их на свои спектакли и концерты. Последний раз голос великого маэстро звучал в актовом зале 9 учебного корпуса нашего вуза в 1996 г. на юбилейных мероприятиях по случаю 75-летия ДонНТУ.
      В Донецком национальном техническом университете гордятся своим знаменитым выпускником. Его имя – в истории нашего вуза, его портрет размещен в музее университета на монументальном полотне «История ДонНТУ».

Л. КОВАЛЕВА,
директор музея истории ДонНТУ

© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2017