Одной из визитных карточек Донецка является Донецкий театр оперы
и балета, носящий имя выпускника нашего вуза Анатолия Борисовича Соловьяненко, которому в этом году исполнилось бы 85 лет. Рядом с театром
расположен и его памятник. Открытый в мае 2002 г., величественный монумент представляет собой скульптуру Анатолия Соловьяненко в полный
рост, одетого в концертный костюм
Герцога из оперы Верди «Риголетто».
Скульптура стоит на постаменте круглой формы, который опирается на цилиндры, символизирующие театральные колонны. Памятник высотой 3,5 м
выполнен из бронзы и покрыт сусальным золотом. Образ Герцога из оперы
«Риголетто» был выбран не случайно.
Соловьяненко дебютировал на сцене
Донецкого театра оперы и балета в
образе Герцога. Во время гастролей в
Испании с оперой «Риголетто» одна
из газет опубликовала статью с восторженными отзывами о вокале Соловьяненко, присвоив ему титул «Шахтёрский герцог». С этой публикации
это стало именем нарицательным для
выдающегося певца.
Об Анатолие Борисовиче написано
много книг, публикаций. Дополнением
к ним могут стать воспоминания, фотографии, хранящиеся в музее истории
ДонНТУ
Из личного дела студента Соловьяненко:
«Я, Соловьяненко Анатолий Борисович, родился 25 сентября 1932 г. в поселке шахты 29 Рутченковского района Донецка в семье рабочего. В 1940 г.
пошел в школу. В 1941 вместе с родителями эвакуировался на Урал. Здесь
же окончил 6 классов. В 1945 г. вместе
с семьей возвратился на Донбасс на старое место жительства. В 1949 окончил
10 классов средней школы № 139 Буденновского района и в том же году
поступил в Донецкий индустриальный
институт…».
Хотя еще с детских лет Анатолий
очень любил петь, по совету отца, горняка по профессии, выбрал горномеханический факультет Донецкого индустриального института, так в те годы
назывался ДонНТУ. Студенческие годы
были наполнены кропотливой работой
– зачеты, экзамены, чертежи… Учился
Анатолий с удовольствием и огромной
самоотдачей. Школьный медалист, он
и в институте был среди лучших студентов, старостой группы. Студенты
индустриального в те годы носили
форму, похожую на военную: черные
кители с погонами и блестящими «золотыми» пуговицами с символикой
ДИИ. Как вспоминали его однокурсники, форма очень шла Анатолию, и
девушки с других факультетов заглядывались на него. Однокурсницы же с
обидой говорили, что его интересуют
только учеба да занятия вокалом. А пел
Анатолий много – ни один из студенческих вечеров в БАЗе первого учебного
корпуса, ни один из городских смотров
художественной самодеятельности не
обходились без него. Здесь нужно отдать должное руководству института,
которое всячески поддерживало культурно-массовую работу в вузе. Созданный студенческий эстрадный оркестр
(первый среди вузов Донецка) был
очень популярен в городе и области.
Попасть на концерт в БАЗ было нелегко
и очень престижно. Благодаря многочисленным гастролям оркестр вскоре
приобрел большую известность, стал
зарабатывать деньги для профкома, на
которые купили инструменты, пошили
костюмы, приобрели осветительную
аппаратуру.
В сопровождении оркестра Анатолий пел русские, украинские песни, и
особенно популярные в те годы песни
военных лет. Особо любимой у слушателей была песня «Соловьи», которую
публика просила повторить на бис.
Судьба словно плела свои таинственные знаки: во-первых, Анатолий родился в год открытия в Донецке оперного
театра, который со временем станет
носить его имя, во-вторых, именно так
– «донецким соловьем» – станут называть его за рубежом. В студенческом оркестре он выступал вместе с Витольдом
Паком. В. В. Пак (1935-2002 гг.), один из
ярких ученых и личностей в истории
нашего вуза, д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Госпремии Украины, в
течение многих лет заведовал кафедрой
высшей математики. Студенческую дружбу они пронесут через всю жизнь.
Их товарищество началось с незабываемых уроков у известного донецкого артиста и музыкального педагога
А. Коробейченко.
Из воспоминаний В.В. Пака:
«Начальным музыкальным образованием Анатолия стала тысяча уроков
вокала, которые он тогда взял у великого маэстро Александра Николаевича
Коробейченко. С этим багажом он, от
природы одаренный прекрасным тенором, и был направлен на стажировку
в Италию. Произошло это после того,
как его лишь однажды услышали на
большом отчетном концерте артистов художественной самодеятельности в Киеве.
Александр Николаевич разрешил
мне петь раньше, чем Анатолию, что
Толика страшно огорчило. Но учитель
был мудр. Он прекрасно понимал, что
я трезво оцениваю свои возможности
и буду математиком. А на Анатолия
он возлагал большие надежды. И возлагал оправданно. Я прозанимался у
Коробейченко всего два года, певцом,
как видите, не стал. Но зато научился у него преподавать... математику:
объяснять сложные вещи просто и артистично – преподавателю без этого
нельзя. А Толик учился у Александра Николаевича десять лет.
Благодаря нашему учителю и, конечно, себе самому, ему удалось сделать
практически невозможное. Во-первых,
он превратил имевшиеся у него колебания голоса (это серьезная проблема
для оперного певца) в россыпи высоких
колокольчиков, по которым ценители
оперного искусства мгновенно узнавали
«донецкого соловья», как его называли
за границей, и, во-вторых, сумел изменить свой характер, переломил суть
своей натуры. Ведь по природе своей
Анатолий был интровертом, что совершенно губительно для актера. Но он
смог пересилить себя – стать экстра-
вертом (по крайней мере, на сцене)».
В 1954 г. Анатолий с отличием окончил институт по специальности горный
инженер-механик
Из воспоминаний Л.Т. Прокофьевой, доцента кафедры истории:
«Как выпускнику-отличнику, комиссия по распределению предложила Анатолию учебу в аспирантуре с расчетом
на защиту кандидатской диссертации
и дальнейшую работу в институте.
Но он отказался, объяснив причину:
«Я занимаюсь вокалом, хочу научиться
петь». И никакие уговоры не помогли.
Тогда ректор Михаил Антонович Богомолов с сожалением сказал: «Козловский и
Лемешев уже немолоды, уйдут на заслуженный отдых,
а продолжать их дело комуто нужно. Может, Анатолий и заменит их. Пока еще
наш институт артистов не
выпускал».
А будущее сложилось
так, что Соловьяненко стал
всемирно известным певцом. И в этом ему тоже помог Михаил Антонович.
Дело в том, что ректор не
хотел отпускать молодого, хорошо подготовленного инженера и предложил
ему должность ассистента кафедры начертательной геометрии и инженерной
графики. Анатолий принял предложение и почти десять лет работал на этой
кафедре, что давало ему возможность
иметь достойную зарплату и брать
платные уроки вокала».
Из характеристики, подписанной
ректором М.А.Богомоловым:
«За время работы на кафедре начертательной геометрии и графики
А.Б.Соловьяненко проявил себя как хороший преподаватель. Упражнения по
начертательной геометрии и практические занятия по черчению проводит
на должном уровне. Является соавтором альбома по машиностроительному
черчению. Участник гостемы кафедры, ее ученый секретарь. В студенческие годы и будучи преподавателем, постоянно участвовал в художественной
самодеятельности института, его выступления всегда проходили с большим
творческим успехом».
О принципиальности преподавателя Анатолия Соловьяненко ходили
легенды. Он никому не делал поблажек.
«После того как он проверял чертежи у студентов, их приходилось перечерчивать, – вспоминал В.В.Пак. – Он
вносил свои поправки красными чернилами. Подтереть было уже невозможно
– только перечертить. Позже, бывая у
него в гостях, я не раз слышал, как жена Анатолия Светлана Дмитриевна, его
бывшая студентка, частенько напоминала мужу, что и ее чертежи постигала
та же участь. Старательной студентке, а
позже тоже сотруднице кафедры, было
очень обидно. Он и мне, своему старинному другу, мог высказать буквально
все – мягко, но прямо».
Анатолий Борисович пользовался
заслуженным уважением на кафедре.
В многотиражной газете института
«Советский студент» была опубликована заметка его коллег:
«Увлечение Соловьяненко искусством длительно и неизменно. Увлекаясь сам, он заражал этим других. Прикрепленный к группе строительного
факультета как куратор, он смог за
четыре года оставить в каждом студенте часть своей любви к искусству.
Чрезвычайное трудолюбие, удивительная трудоспособность – вот что бросалось в глаза всем, кто работал рядом
с Анатолием Борисовичем. Ни одной
минуты, потраченной напрасно, – вот
его жизненный девиз».
В 1961 г. на торжественном концерте по случаю 40-летия со дня создания
первого в Донбассе вуза – Донецкого
политехнического института – блестяще выступил преподаватель Анатолий
Соловьяненко. В январе 1962 г. в Донецкой области проводились смотры
художественной самодеятельности для
участия в отчетном концерте в Киеве.
Соловьяненко достойно представил
ДПИ и был включен в большую группу
самодеятельных артистов для поездки
в Киев.
Выступление в Октябрьском зале
стало для Анатолия рубежом, за которым останутся институт, преподавание, Донецк. Исполненные им арии
из оперы «Аиды» Верди и «Паяцы»
Леонкавалло имели столь оглушительный успех, что уже на следующий
день ему предложили стать стажером
Киевского театра оперы и балета. А через несколько дней его вызвали в Москву – принять участие в концерте, посвященном съезду профсоюзов СССР.
Тогда же в Москве проходил отборочный тур молодых вокалистов для поездки в Италию. В комиссии заметили
украинского тенора, и он поехал на
стажировку в Италию. Преподаватель
начертательной геометрии пел в миланском Ла Скала! Стажировка длилась год и закончилась в 1963-м. За год
судьба подарила ему первый международный успех: Анатолий занял второе место на песенном телефестивале
«Неаполь против всех». А в 1977 г. он
первым из советских теноров был приглашен в Метрополитен-опера. Дальше
– заслуженная слава, успех,
признание.
В 1980 г. А.Б. Соловьяненко первым из деятелей
культуры УССР был удостоен звания лауреата самой почетной Ленинской
премии.
Из воспоминаний профессора В.В. Пака:
«Только он и Аркадий
Райкин были беспартийными лауреатами этой премии, достичь таких высот без билета
члена КПСС никому в Советском Союзе не удавалось. В 1980 г. 10 тысяч
рублей были суммой, достаточной для
покупки, например, автомобиля «Волга» и дачи. Но Анатолий Соловьяненко
отдал их в Фонд мира, сказав своим домочадцам: «Я видел войну. И потому
хочу, чтобы был мир».
Его оперный и концертный репертуар был огромен. Безупречная вокальная
техника и актёрское мастерство, способность проникать в художественную сущность образа позволили ему
исполнять самые трудные оперные
партии. Несмотря на мировую славу
и плотный концертный график, Анатолий Борисович не забывал родной
институт. Будучи на гастролях в Донецке, он часто его посещал, продолжал дружбу с сотрудниками кафедры,
всегда приглашал их на свои спектакли
и концерты. Последний раз голос великого маэстро звучал в актовом зале
9 учебного корпуса нашего вуза в 1996 г.
на юбилейных мероприятиях по случаю
75-летия ДонНТУ.
В Донецком национальном техническом университете гордятся своим
знаменитым выпускником. Его имя –
в истории нашего вуза, его портрет
размещен в музее университета на
монументальном полотне «История
ДонНТУ».
Л. КОВАЛЕВА,
директор музея истории ДонНТУ