Газета Донецкого национального технического университета.    Выходит с апреля 1921 г.

                                                            ПУТЕШЕСТВИЯ


АВТОСТОПОМ ОТ РОСТОВА-НА-ДОНУ ДО ВЛАДИВОСТОКА

        Продолжаем публикацию путевых заметок доцента кафедры «Технология машиностроения» В.И. КОВАЛЕНКО, который этим летом путешествовал по России и Монголии.
        30 июня, 1-й день. Из Донецка добрался до Ростова-на-Дону, а затем электричкой (цена билета – 52 руб.) поехал в Аксай, который по сути является городом-спутником Ростова. Дорога шла вдоль правого берега Дона.
        Знакомый автостопщик советовал мне ехать на электричке до станции Лихая – оттуда рядом поворот на Волгоград с федеральной трассы Ростов – Москва. Но на пригородном вокзале в Ростове я узнал, что электричка приходит на Лихую уже в темноте (да и билет туда стоит около 300 руб.). На самой станции палатку не поставишь, придется коротать ночь на вокзале, сидя на лавке. Поэтому я поехал на электричке до Аксая.
        Дон вблизи Ростова представляет широкую полноводную реку, по которой движется множество судов. Сегодня жарко. На мелководье плещется ребятня. И самому хотелось бы искупаться, но я уже в походе. Терять время нежелательно. Поэтому с ж/д станции Аксая автобусом (14 руб.) доехал до автокольца на окраине города. Здесь начинается трасса на Воронеж, Москву. Именно отсюда я стартовал.
        19.04. Первый (в этой поездке) автостоп. Водитель – Вадим, бизнесмен из Миллерова, часто ездит в Луганск. Сейчас из Ростова возвращается домой.
        20.33. Вышел из авто на автозаправке. Водитель сказал, что впереди, недалеко, находится поворот с московской трассы на Волгоград (куда мне по пути). В мини-маркете пиво было только безалкогольное – 100 руб. и выше за 0,5 л. Оказалось, на автозаправках алкоголь (в том числе и пиво) не продают.
        1 июля, 2-й день. Ночевал в палатке на московской трассе. Пять автостопов в течение дня.
        8.52. 1-й стоп. Водитель Дмитрий. В легковой машине ехали три человека, и все же меня взяли с собой. Доехали до съезда с московской трассы в сторону Волгограда. Здесь, уже на волгоградской трассе, идет ремонт дороги. Прошел немного вперед – туда, где можно начать стопить. Надел автостопную жилетку: ярко-оранжевую, со светоотражающими полосами и с надписями на груди: DONETCK и UKRAINE. Конечно, она была заказана и куплена еще до начала нынешней войны. Жилетку я надевал всего несколько раз: не хотелось привлекать к себе лишнего внимания (не знаешь заранее, как народ отреагирует на эти надписи). И потом я убедился, что подобная жилетка «погоды» не делает: многократно удавалось стопить машины, находясь в своей обычной одежде.
        9.45. 2-й стоп. Водитель Гия. В г. Белая Калитва переезжаем реку Северский Донец.
        Справка. Есть несколько мест в России, где, по мнению ученых, могла произойти битва князя Игоря с половцами в 1185 году. Белая Калитва - одно из них. Авиловы горы, всхолмленная степь, скалистые берега реки Калитвы, широкая гладь Северского Донца создают необыкновенную атмосферу для рассказа о давних событиях. Надпись на памятном черном камне гласит: «Воинам Игоревой рати – храбрым русичам. 1185 г.»
        10.35. Доехали до какой-то автозаправки, выяснилось, что она не работает. В придорожном кафе цена литровой кока-колы – 90 руб. Купил кипяток в термос: 1л – 30 руб.
        11.17. Появились облака – впервые за сегодня. Фуры пока не берут: ни одна не остановилась. Подошел к остановившейся на мелкий ремонт фуре. Водитель ответил оригинально: «Не положено брать». Правда, не уточнил «кем не положено». По России я не ездил на фурах автостопом вот уже два года. Подумал: уж не запретили ли водителям вообще всех фур брать с собой пассажиров? Позже выяснилось, что такого общего запрета нет. Как и раньше, не берут пассажиров авто спецназначения (например, бензовозы, автопере- возчики, перевозчики опасных грузов и т.п.). Кроме того, в кабинах некоторых фур установлены камеры видеонаблюдения – такие авто также не берут пассажиров. Но есть еще множество обычных дальнобойщиков: на них вся надежда. Иногда останавливаются частники. Поговорим, уточним, что кому нужно. И… частники уезжают, а я остаюсь. Жарко, особенно на открытом солнце. Да и не клеится автостоп…
        13-15 часов. Зашел в тень деревьев, немного поспал, выпил зеленого горячего чая. И снова продолжил стопить.
         15.25. Заметил, что впереди висит знак «Зона отдыха». Подошел поближе. До неё (этой зоны) – 18 км (!).
         15-33. Добрался до хорошего места – здесь вершина холма, на котором проложена автодорога. Грузовые машины взбираются на «бугор» с замедленной скоростью. На самой вершине переключают скорости, поневоле притормаживают – есть шанс обратить на себя внимание. Жарко. Есть совсем не хочется. Только пить, пить, пить. Голосуя, стою на обочине дороги, на прямом солнцепеке.
         16.34. 3-й стоп. С аша. М ожет б ыть, это получилось в какой-то степени случайно. Я на несколько секунд снял бейсболку. А волосы-то – белые. Наверное, на это отреагировал водитель. Я даже не голосовал. Но именно в этот момент проезжало авто, и водитель остановил машину. Проехали вместе всего 6 минут. Авто поворачивало в сторону от основной трассы, и я попрощался с водителем. Но все же я переместился вперед, занял новую позицию. Ожидаю очередную попутку.
         17.51. 4-й стоп. В одитель – женщина, зовут Татьяна. Примерно 40 лет. Сейчас отвозит четырехлетнего сына Сережу к своей матери в деревню.
         18.15. А вто Т атьяны н а р азвилке ушло в сторону хутора Ковылкин.
         18.43. Дошел до недалеко расположенной автозаправки, но она не работает. Иду вперед. Дело уже к вечеру. Посматриваю по сторонам, выискиваю место, где можно было бы поставить палатку, если не уеду до темноты. Но нет – уехал.
        19.25. 5-й стоп. Виктор. Проехали до въезда в город Морозовск. Здесь пост дорожной полиции. Водитель свернул направо, на Волгодонск.
        19.43. Прошел мимо «гаишников» (так я по-старому называю дорожных полицейских). Ночевал в палатке в небольшом леску, по сути, с обратной стороны поста ГАИ. Отбой – около 22 часов.

(Продолжение в следующем номере)     

Подробнее о поездках В.И. Коваленко (под псевдонимом «Kros») можно прочитать на сайте «www.3sea.org.ua».

© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2017