Газета Донецкого национального технического университета.    Выходит с апреля 1921 г.

                                                            ЛЕГЕНДЫ ДонНТУ


БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК ОСТАВЛЯЕТ БОЛЬШУЮ ПАМЯТЬ

К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
ПРОФЕССОРА А.М.ПЕРВУШИНА (1868-1957 гг.)

        В Большом актовом зале первого учебного корпуса внимание присутствующих привлекает картина художника Е. Колмыкова «Основатели Донецкой политехники». На ней изображены видные ученые, стоявшие у истоков ДонНТУ. Среди них и профессор Алексей Михайлович Первушин, много сил, энергии и труда отдавший созданию первого в Донбассе высшего технического учебного заведения.
        А.М. Первушин родился 5 марта 1868 г. в городе Красноуфимске Свердловской области. В 1892 г. закончил Московское высшее техническое училище. Будучи студентом, увлекся революционными идеями, собирал деньги для библиотеки рабочим Тулы, распространял среди них запрещенную литературу. В 1894 г. был арестован и полгода отсидел в одиночной камере московской тюрьмы. Затем на два года был выслан под надзор полиции в город Пензу. Там занимался организацией парового отопления в больницах и казенных учреждениях. В 1910 г. вернулся в Москву и несколько лет работал на заводах Кирша.
        Из автобиографии А.М. Первушина
        «Осенью 1918 г. я узнал о предстоящем открытии в Казани политехнического института и предложил свои услуги в качестве преподавателя курса паровых котлов и деталей машин. В конце декабря 1918 г. совет Казанского политехнического института под руководством ректора профессора Д.Н. Зейлингера избрал меня профессором по котлам и деталям машин. В Казанском политехническом институте я проработал пять с половиной лет до 1924 г. В Казани со студентами КПИ провел ряд теплотехнических испытаний паровых котлов: на городской трамвайной станции, на заводах. Кроме того преподавал геодезию и вел практические работы со студентами. Последние два года был деканом механического факультета».
        По приглашению ректора созданного в 1921 г. Донецкого горного техникума (ныне ДонНТУ), А.М. Первушин переезжает в Донецк.
        ДГТ остро нуждался в высококвалифицированных преподавательских кадрах. А.Л. Симонов, один из первых студентов, впоследствии профессор, заведующий кафедрой «Детали машин» с 1954 по 1976 г., рассказывал:
        «Первый ректор нашего вуза И.М. Пугач пригласил для работы в институте целую плеяду известных ученых: академика Динника, профессора Белявского, профессора Смирнова, профессора Орленко и других. Это позволило превратить институт в настоящую кузницу инженерных кадров для всей страны. Технический уровень знаний стоял на первом месте».
        А.М. Первушин вместе с другими известными учеными многое сделал для преобразования горного техникума в Донецкий горный институт. В вузе как бы шло первоначальное накопление интеллектуального капитала. Тогдато и были созданы кафедры, и среди них кафедра «Детали машин», которую возглавил профессор Алексей Михайлович Первушин. Курс «Детали машин» будущим горным механикам читался на протяжении всего учебного года: требовалось выполнение домашних расчетно-графических работ по каждому его разделу, выполнение курсового проекта. Именно высокий уровень технических знаний позволил многим воспитанникам кафедры после окончания института работать конструкторами на заводах, преподавателями вузов и сотрудниками научно-исследовательских институтов.
        С 1924 по 1930 г. А.М. Первушин – декан горно-механического факультета (ныне ФИММ). Он был не только прекрасным лектором по курсам «Детали машин» и «Теплотехника», но и организатором учебного процесса, создавшим необходимые лабораторные и предметные аудитории.
        За годы работы в вузе профессор Первушин подготовил значительное количество высококвалифицированных инженеров. Одновременно он вел большую научно-исследовательскую работу, являясь автором 17 научных исследований. Разработанный им в 1944 г. подробный расчет копровых шкивов лег в основу проектирования шахтных механизмов при восстановлении шахт Донбасса после Великой Отечественной войны. В 1945 г. профессору Первушину за совокупность выполненных научных и практических работ было присвоено звание Заслуженного деятеля науки УССР.
        А.М. Первушин внес значительный вклад также в создание и развитие инфраструктуры города Донецка.
        Составление первого топографического плана
        До 1925 г. Донецк не имел топографического плана, который является основой для проведения благоустройства города. Городское Управление коммунального хозяйство обратилось к руководству единственного на тот момент высшего учебного заведения – Донецкого горного техникума, с просьбой выполнить геодезические съемки и составить топографический план города. При непосредственном участии А.М. Первушина студенты техникума провели эту работу. Составленный ими план в течение ряда лет был основой для городских коммунальных служб при выполнении различных работ.
        Сооружение водопровода
        До 1928 г. значительной проблемой Донецка было снабжение питьевой водой. Она была высокой жесткости, но даже потребление такой воды было ограничено. В 1925 г. по инициативе ведущих профессоров Донецкого горного техникума – А.М. Первушина и А.И. Тулпарова – начал разрабатываться рабочий проект водопровода. Ученые рассчитали сеть водопроводных труб, составили пояснительную записку. В окрестностях города было произведено бурение скважин. Анализ воды из них в селе Александровка показал низкий уровень жесткости. Отсюда и решено было вести водопровод. С весны 1927 г. начались укладка труб, постройка водозаборной станции и другие работы. До конца года было уложено 8,5 км в загородной сети и 4 км труб по городу. За первый квартал 1928 г. по городу было дополнительно уложено еще 9,5 км труб, что позволило закольцевать его водоснабжение. Торжественный пуск водопровода в апреле 1928 г. был большим событием в жизни всего города. Вместе с его ростом расширялась водопроводная сеть, и в 1930 г. А.М. Первушин принял участие в разработке новых веток водоканала.
        Строительство трамвайной линии
        В связи с развитием угольной и металлургической промышленности и связанного с этим ростом шахтных и заводских поселков в Донецке в середине 20-х гг. остро встал вопрос об улучшении связи города с железнодорожной станцией и его окраинами. Население Донецка в 1927 г. насчитывало около 50 тысяч человек. Из дорожной инфраструктуры в то время были только грунтовые дороги, пешеходное и гужевое передвижение между городскими поселками и шахтами. Для разрешения транспортной проблемы Донецкий отдел местного хозяйства заключил договор с Донецким горным институтом о строительстве первой трамвайной линии. Под руководством профессора Первушина студенты Донецкого горного института в мае 1927 г. приступили к ее строительству.
        Объем выполненных земляных работ составил 254 тыс. кв. м, общая длина путей – 21 км. Все основные работы по прокладке трассы – нивелировочные и теодолитные, по сооружению мостов и др. – выполнялись студентами Донецкого горного института. В декабре 1927 г. линия была сдана в эксплуатацию. Она соединила металлургический завод, шахту на Ветке, Путиловский завод и железнодорожный вокзал. Началось регулярное пассажирское и грузовое движение.
        В 1948 г. общественность Донецка торжественно отмечала 80-летие профессора А.М. Первушина. На торжественном заседании ученого совета института присутствовали представители практически всех предприятий города. В адрес юбиляра поступили поздравительные телеграммы от Минвуза СССР, республиканских министерств и ведомств. Во всех отмечался значительный вклад профессора Первушина в науку и технику Донбасса, его самоотверженное служение избранному делу.
        Из воспоминаний А.Л. Симонова
        «Профессор Первушин проработал в нашем институте 30 лет, оставив работу в возрасте 86 лет. В связи с уходом на пенсию в 1954 г. приказом по институту за № 1233 от 31 декабря 1954 года кафедре присвоено имя ее создателя: кафедра «Детали машин имени профессора А.М. Первушина».
        Научный коллектив кафедры на протяжении всех лет ее существования состоял из выпускников нашего института и все, учившиеся у Алексея Михайловича лекторскому искусству, ведению практических задач, с благодарностью вспоминают его и поныне: большой человек оставляет о себе большую память!».

Л. КОВАЛЕВА,
директор музея
истории ДонНТУ

© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2018