Газета Донецкого национального технического университета.    Выходит с апреля 1921 г.

                                                   ЛЕГЕНДЫ ДонНТУ


«ЛЮБОВЬ МОЯ – ДПИ»

        11 февраля Георгию Васильевичу Малееву (1924- 1994 гг.), профессору, Заслуженному работнику высшей школы УССР, лауреату Государственной премии УССР в области науки и техники, ректору Донецкого политехнического института с 1968 по 1989 г., исполнилось бы 95 лет. Вся его трудовая деятельность тесно связана с Донецким индустриальным – Донецким политехническим институтом. Вот что Г.В. Малеев говорил об этом:
        «Вся моя жизнь связана с ДПИ. Поступив в 1946 г. на первый курс, ощутил, как много я забыл за пять военных лет, хотя школу окончил с отличием. Где сам, где с помощью товарищей наверстал упущенное, и институт закончил с отличием. После окончания попал на кафедру горных машин – одну из самых высококвалифицированных в институте – и сравнительно быстро освоил педагогическую работу. Это было мое второе преодоление. Третьей ступенью восхождения стала работа ректором Краматорского индустриального института. Не имея опыта руководства коллективом, я жадно ринулся за ним в гущу коллектива. Благо он был небольшим, я постоянно бывал на кафедрах. Такое непосредственное общение давало очень много для моего роста как руководителя. Когда назначили ректором ДПИ, набирался опыта работы с большим коллективом. Дойти до каждого сотрудника уже не представлялось возможным. Но я стремился понимать людей, с которыми работал, доверял им. Это позволило окунуться в общественную работу. Все годы ректорства был председателем Совета ректоров, избирался депутатом разных уровней. Вот так шаг за шагом шло мое становление и осуществлялся рост. За все это я благодарен моему родному институту».
        Постоянной заботой Георгия Васильевича как ректора было расширение материальной базы вуза. Так, в 1969 г. было введено в эксплуатацию общежитие для горного факультета, самого многочисленного и престижного в те годы. Позже открылись общежития № 8 для аспирантов на 470 мест и № 9 на 1200 мест. Начались учебные занятия в новых 6 и 7 учебных корпусах и достроенном северном крыле 3-го учебного корпуса. Велось строительство 8 и 9 учебных корпусов. Введена в эксплуатацию столовая на 515 мест. Безусловно, все эти достижения опирались на мощную финансовую подпитку государства.
        Ректор Г.В. Малеев постоянно работал над совершенствованием учебного процесса. В одном из своих выступлений он определил приоритетные направления этого вида деятельности – усиленное внимание талант- ливым студентам. Для реализации этой стратегии хорошо успевающих студентов перевели на индивидуальные графики, было увеличено время на их самостоятельную работу и работу студента с преподавателем.
        Надежным средством интенсификации и повышения качества учебного процесса ректор Малеев считал компьютеризацию. В ДПИ функционировал вычислительный центр, оснащенный мощными машинами, дисплейными классами. На ряде кафедр были свои вычислительные центры
        Из воспоминаний проректора по учебной работе профессора В.Н. Маценко:
        «Георгий Васильевич создавал хорошие условия труда, быта и отдыха для сотрудников института и студентов. Большое внимание ректорат предъявлял качеству преподавания. Ректор часто повторял: «Преподаватель должен являть образец широкой эрудиции в области своего предмета, безупречной дисциплинированности и преданности своему делу».
        С 1968 по 1989 г. в ДПИ активно велась научно-исследовательская работа. За эти годы объем научных исследований увеличился в 10 раз. Практиковалось содружество кафедр и промышленных предприятий. Проректор по научной работе профессор Зборщик всячески поддерживал инициативы ректора. Их связывали не только деловые, но и дружеские отношения. В своих мемуарах М.П. Зборщик тепло отзывается о коллеге:
        «Я сохранил о Георгии Васильевиче воспоминания как о личности неординарной и многоплановой. Мне запомнилось его отношение к подчиненным – тактичное, корректное. Особенно хочу обратить внимание на такую деталь в его руководящей тактике – он доверял своим сотрудникам и никогда не позволял вмешиваться, а тем более администрировать. Он мог советовать, уточнять, тактично подсказывать. Иногда я искренне поражался его рациональным своевременным предложениям. Потом понял – это интуиция, синтез аналитического ума и огромного опыта. Такое отношение к подчиненным неизменно давало свои результаты. У людей появлялось желание оправдывать доверие руководителя, которое порождало творческий подход к делу. В такой атмосфере работали и проректоры, и деканы, и заведующие кафедрами. Это способствовало сплочению коллектива, на который во всем можно было положиться».
        С начала 50-х годов ДПИ готовил специалистов для зарубежных стран, причем количество студентов-иностранцев ежегодно возрастало. Если в 1962 г. студентами ДПИ были всего 59 граждан Болгарии, Вьетнама, Монголии и Кубы, то в 1972 в институте обучалось около 150 иностранцев из 15 государств Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Для успешного освоения учебного материала иностранным студентам были созданы все условия: выделен специальный книжный фонд, по наиболее трудным темам проводились дополнительные занятия и консультации. По инициативе ректората в 1970 г. был организован деканат по обучению иностранных студентов. Курировал эту работу проректор по международным связям В.И. Ткач. Вот как он вспоминает то время:
        «Георгий Васильевич прекрасно понимал, что управление таким большим коллективом – это творческий процесс, своего рода искусство. При обсуждении всех вопросов и принятии решений он опирался на коллективные органы: ректорат, ученый совет, общественные организации, а исполнителям старался разъяснить необходимость принятого решения. Его отличали также принципиальность и самокритичность. Будучи строгим руководителем, он умел наладить и поддерживать дисциплину в двадцатитысячном коллективе, умел воспитывать у окружающих трудолюбие. При необходимости мог едко отчитать провинившегося, но злопамятным не был. Он создал сплоченный, целеустремленный коллектив, в котором почти отсутствовали такие явления, как склоки, разногласия, жалобы в вышестоящие инстанции. Можно сказать, что сложилась практика, когда неуживчивых людей направляли в ДПИ, и в нашем коллективе они работали спокойно и творчески. На коллегиях Министерства высшего образования, где ежегодно заслушивались отчеты вузов по всем видам деятельности, Г.В. Малеев всегда докладывал блестяще, а на вопросы отвечал четко, ясно, а если позволяла обстановка, то и с юмором. Результативность работы ректора Малеева была довольно высока – руководимый им коллектив неоднократно по итогам соревнований становился лучшим среди вузов как Украины, так и СССР».
        Несмотря на большую занятость административной работой, Г.В. Малеев осуществлял научное руководство кафедрой горных машин. Сформированное на ней направление «Разработка теории рабочих процессов и обоснование оптимальных структур и параметров высокопроизводительных и надежных горных машин и комплексов» тесно увязывалось с запросами горного машиностроения и горной промышленности. По инициативе и при активном участии профессора Малеева был подготовлен и издан учебник для вузов «Проектирование и конструирование горных машин и комплексов», получивший высокую оценку специалистов и отмеченный в 1990 г. Государственной премией Украины.
        Славился ДПИ и спортивно-массовой работой. Из воспоминаний В.Д. Атаманова, профессора, заведующего кафедрой физвоспитания и спорта:
        «В тот период, когда наш вуз возглавлял Г.В. Малеев, члены ректората были закреплены за кафедрами. Георгий Васильевич курировал кафедры военной подготовки, философии и физического воспитания и спорта. Он неоднократно бывал на их заседаниях, выступал, советовал, помогал. Для Георгия Васильевича здоровье студентов, преподавателей и сотрудников было таким же важным делом, как успеваемость и повышение квалификации преподавателей. Были разработаны меры по укреплению здоровья студентов. Это и большая перемена между первой и второй парами (во время которой с нагрузкой работали буфеты во всех учебных корпусах), и постоянно действующий профилакторий, и значительное финансирование в развитие, прежде всего, массового спорта. Спортзалы были оснащены современным оборудованием. Георгий Васильевич принял непростое решение о строительстве легкоатлетического манежа, стоимость которого обошлась почти в миллион рублей. Это был первый студенческий манеж в Украине. Вуз проводил крупные соревнования. Спортивные достижения донецких политехников отражены в многочисленных наградах самого высокого уровня, вплоть до дипломов и медалей Олимпийского комитета».
        Значительной была роль ректора в военно-патриотическом воспитании студентов. Георгий Васильевич прошел Великую Отечественную войну, видел все ее тяготы и страдания. Вступив добровольцем в ряды Красной армии в 1941 г., он прошел боевой путь от Донбасса до Югославии, демобилизовавшись только в 1946 г. Пережив все это, он пытался донести ценность мира, хотел уберечь молодежь от тех бед, которые выпали на долю его поколения. Григорий Васильевич никогда не бравировал тем, что он фронтовик. Будучи ректором, выступая на различных мероприятиях по случаю Дня Победы, всегда говорил о своих однополчанах, коллегах-ветеранах и очень редко о себе. Ректор всячески поддерживал Совет ветеранов ДПИ, в который входили участники Великой Отечественной войны.
        К 60-летию создания института рядом с третьим учебным корпусом был открыт памятник погибшим преподавателям, студентам и сотрудникам ДИИ-ДПИ, а в 1983 г. – музей боевой славы ДПИ, в экспозиции которого собраны уникальные экспонаты. Естественно, во всех этих инициативах и начинаниях определяющей была роль ректора Г.В. Малеева.
        В одном из своих последних интервью Георгий Васильевич сказал: «Любовь моя – ДПИ», обозначив приоритеты своей жизни. Жизни во благо Дела, которому он служил.

Л. КОВАЛЕВА,
директор музея истории
ДонНТУ
(по материалам музея)

© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2019