В конце учебного года вступили в должности: проректора по науке – декан горного факультета,
д-р техн. наук, профессор СЕРГЕЙ
ВАСИЛЬЕВИЧ БОРЩЕВСКИЙ, и
декана горного факультета – завкафедрой «Обогащение полезных ископаемых», канд. техн. наук, доцент
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ КОРЧЕВСКИЙ, с которыми, несмотря на
их большую занятость, нам удалось
пообщаться.
– Сергей Васильевич, что Вы можете сказать о состоянии науки в
университете на данный момент?
– С наукой в нашем вузе все нормально. Главное – удалось сохранить лаборатории, специалистов и желание людей
заниматься научной деятельностью, результатом чего является выполнение диссертаций, тем более что у нас с 2015 года работают спецсоветы по их защите
и ВАК ДНР, который утверждает защищенные работы.
– Что намерены изменить в первую очередь?
– Почему сразу изменить? Надо провести ревизию всего нашего научного
потенциала, выявить реальное состояние дел и возможности большого коллектива донецких политехников для
восстановления былой славы вуза.
– А какие научные направления, по
вашему мнению, будут перспективными в течение ближайших лет?
– Переработка и очистка шахтных
вод с целью их повторного технического использования и в качестве альтернативного источника питьевого
водоснабжения. Использование шахт
не только как угледобывающих предприятий, а как источник химического
сырья, получения электроэнергии, эксплуатация подземного пространства
для различных технологических нужд.
Разработка и использование нанотехнологий и наноматериалов во всех сферах
деятельности политехников – это горное дело, строительство, металлургия,
химическая промышленность, машиностроение, компьютерное моделирование, программирование, разработка
робототехники, комплексных автоматизированных систем управления технологическими процессами в различных
сферах промышленности с учетом потребности профильных министерств.
– Как вы оцениваете заинтересованность студентов наукой?
– Слово «студент» в переводе с латыни – человек думающий, являющийся
источником всего прогрессивного. Он в
вузе самый главный! А вот интерес к науке ему должен привить на своих лекциях увлеченный, умный преподаватель,
акцентируя внимание на нерешенных
еще проблемах. В этом случае заинтересованность студентов наукой будет максимальной, а пока она оставляет желать
лучшего.
– Что предпринимается в университете для стимуляции деятельности молодых ученых?
– Мы организуем участие наших
талантливых студентов в престижных зарубежных конкурсах, форумах и
олимпиадах, чтобы ребята обменялись
опытом, наладили научные контакты, научились отстаивать свою точку зрения
на основе собственных исследований.
– В чем, по-вашему, причины дефицита молодых ученых в научно-исследовательских организациях и вузах?
– Прежде всего, в малой оплате труда, желании молодежи получить все
и сразу, не прилагая каких-либо усилий, не дожидаясь приобретения хоть
какого-то небольшого опыта и самое
главное – в нежелании работать с библиотечным фондом, замене его интернет-поисковиками. А ведь когда идет
настоящая работа с литературой, появляются и дополнительные знания, приобретается опыт и выявляются задачи,
которые нужно решать, т.е. зарождается
научный процесс.
– Какие конкретно задачи ставите
перед собой как проректор по науке?
– Восстановить былую славу вуза,
научные школы и лаборатории, организовать интеграцию науки с производством, выполняя конкретные хозяйственные договоры и государственные
заказы. Содействовать защите кандидатских и докторских диссертаций, организации научно-производственных
комплексов с целью улучшения материально-технической базы ДонНТУ, что-
бы сотрудникам хотелось идти на работу, творить и изобретать во благо нашей
альма-матер.
– Что Вы цените в своих коллегах?
– Профессионализм, честность и ис
кренность.
– Какие качества характера помогают Вам в сложных жизненных ситуациях?
– Чувство ответственности за коллектив, которым руководишь, начиная
от кафедры и до ВАК МОН ДНР, умение
увидеть чужие проблемы, найти пути
их решения и, по мере возможностей,
оказать максимальную помощь.
Беседовала О. ЗИМОГЛЯДОВА
Фото Ю. СКРИПНИК
|