Газета Донецкого национального технического университета.    Выходит с апреля 1921 г.

                                                   


КАК ПОДДЕРЖИВАТЬ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ
ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Все наши замыслы превращаются в прах,
если нет у ученика желания учиться.

В.А. Сухомлинский

Сейчас мы в большинстве случаев вынужденно работаем в новом, дистанционном, формате. Учащиеся тоже испытывают трудности дистанционного обучения: невысокая внутренняя мотивация, слабая самоорганизация, недостаток практических навыков, отсутствие живого контакта с преподавателем, непривычная форма подачи материала и т.п. Но можно обозначить и положительные стороны: удобный способ получения новых знаний, т.к. студент свободен в выборе рабочего графика и может самостоятельно определять ежедневную нагрузку.
      Дистанционное обучение предлагает ему новые условия: на экране компьютера студент видит тексты, формулы, графики, которые необходимо прочесть, усвоить, выполнить задания самостоятельно в установленный срок. Поэтому нередко случается, что мотивация к обучению у студентов снижается. И главное – такой формат взаимодействия диктует новые требования к организации эффективного учебного процесса, стимулирующего мотивацию, мышление, инициативу и компетентность студентов.
      Чтобы поднять интерес к учебе, можно использовать способ формирования мотивации к дистанционному обучению, предложенный Джоном Келлером (эксперт и з США в области обучающих систем). Данная модель называется ARCS. Она повышает мотивацию к процессу обучения и включает в себя следующие компоненты: внимание, значимость, уверенность, удовлетворение. Заметим, что мотивирующую модель можно встроить в любые обучающие материалы.       Рассмотрим каждый компонент данной модели подробнее.
      Внимание. Первый и самый важный компонент – привлечение внимания обучающегося к дистанционному формату и постоянное поддерживание его. Вызвать первоначальный интерес к предмету, вовлечь студента помогает постановка интересных целей. Например, сформулируем мотивирующую цель для электронного курса по управлению проектами: «Вы будете управлять проектом на всем протяжении его жизненного цикла. Самостоятельно спланируете целевые показатели, будете координировать действия виртуальных членов команды, анализировать основные параметры проекта, расставлять приоритеты. Вам необходимо успешно решить проблемы, с которыми столкнётесь, для завершения проекта в четком соответствии с начальным планом». Такая цель мотивирует и содержит вызов.
      Также на помощь могут прийти различные способы донесения информации и разные стили общения: презентации с основным материалом, доска обсуждений или занятия в Zoom (или на другой платформе); предоставление ссылок на бесплатные и легкодоступные ресурсы по изучаемым темам (библиотеки, каналы YouTube с полезными учебными материалами); личные учебные материалы (видео, аудио, презентации, текстовые), тщательно подготовленные и загруженные на Google или Яндекс.Диск; примеры из реальной жизни – конкретные истории по теме, связь теории с практикой, афоризмы и т.п.
      Значимость. Второй компонент мотивационной модели – придание значимости излагаемому материалу. Здесь надо помочь студенту увидеть связь между дистанционным обучением и его ожиданиями, а также практическую значимость лично для него. Например, отталкиваясь от имеющегося у него опыта (реальные кейсы, аналогии, применение уже имеющихся навыков и знаний), можно объяснить, почему данный материал важно знать сегодня; предоставить свободу освоения материала (один, в группе, через проект, через рисунок) и т.п.
      Уверенность. Надо придать студенту уверенность в собственных силах, поддержать вовлечённость и усердие. Он должен быть убежден, что сможет усвоить учебный материал и получить качественные знания, которые ему пригодятся в профессиональной деятельности. Сделать это можно с помощью заданий, контрольных вопросов. Если учебный материал сложный, можно ввести подсказки или дать несколько вариантов ответа (например, в тестах дать две попытки). Также преподавателю необходимо сориентировать студентов в том, сколько времени займёт каждый модуль обучения (график учебного процесса, календарно-тематический план), предоставить средства для самоконтроля (просмотр набранных баллов по выполненным заданиям). Студент должен понимать, что его результатами интересуются. Преподаватель проверяет и отслеживает прогресс в обучении, контролирует понимание и непонимание тех или иных аспектов, помогает в решении проблем.
      Если студент перестает учиться, выполняет задания спустя рукава, необходимо связаться с ним и постараться мотивировать для продолжения обучения, дать конкретные замечания по выполненным заданиям («здесь не доработал», «тут пропустил важный этап»), найти возможность поддержать его, дать понять, что успех зависит от него самого. Своевременная конструктивная обратная связь помогает сохранить и повысить мотивацию (аудиосообщения в WhatsApp, Telegram, онлайн-консультации в Skype для проведения виртуальной обратной связи). Студентам приятно сознавать, что есть кто-то, готовый в любой момент прийти на помощь.
      Удовлетворение. Если при общении со студентами преподаватель заметил у них признаки усталости, отсутствие осмысления объёма учебной информации, значит, пришло время внедрять четвёртый компонент мотивационной модели – «удовлетворение». Для этого необходимо представить результаты работы как соответствующие ожиданиям студента. Затем показать ему положительные изменения, полученные в прохождении дисциплины. Например, если преподаватель будет рассылать итоговые результаты и поздравлять всех с успешным прохождением модуля, то студент поймёт, что о его успехах узнают одногруппники, и это повысит его мотивацию.
      Таким образом, мотивирование студентов на работу в дистанционном режиме невозможно без личного участия самого преподавателя. Важно не только создание занимательного дидактического материала (интересные задания, привлекательное оформление и т.д.), важное значение имеет и методическая часть преподавания (организация учебного процесса). Преподаватель в силе заинтересовать студента, придать его обучению смысл и значимость, указать на возможности и ресурсы.

И. МУХАНОВА, О. ЛЕВАДНАЯ,
педагоги-психологи

© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2020