Газета Донецкого национального технического университета.    Выходит с апреля 1921 г.

                                                   

 ПЕРВОКУРСНИКУ НА ЗАМЕТКУ
 


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

        В вузе студенты проходят обучение в составе учебной группы, по расписанию занятий, состоящих из двух академических часов продолжительностью по 45 минут с пятиминутным перерывом между ними. С полными сведениями о времени, месте и виде занятий для каждой группы можно ознакомиться на информационном стенде деканата факультета.
        Учебный год включает два семестра – осенний и весенний. Каждый из них заканчивается зачётно-экзаменацонной сессией, в ходе которой производится итоговое оценивание уровня знаний, умений и навыков, приобретенных студентом при освоении дисциплин. В семестре, как правило, изучается 8-9 дисциплин. Между семестрами планируются каникулы общей продолжительностью в году не менее 8 недель. По завершении весеннего семестра у студентов может быть предусмотрена учебная или производственная практика.
        Виды учебных занятий, установленых в ДонНТУ
        Лекция – основной вид учебных занятий, ориентированный на усвоение студентами теоретического материала. Их тематика определяется содержанием дисциплины. Лекции читают, как правило, нескольким группам (потокам) профессора и доценты, а также ведущие научные работники или приглашенные специалисты.
        Первокурсники, будьте внимательны, ловите каждое слово лектора и не забывайте услышанное фиксировать в конспекте! Это вам очень пригодится при подготовке к экзамену.
         Лабораторное занятие – студенты под руководством преподавателя проводят натурные или имитационные эксперименты (опыты) с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, приобретают умение работать с лабораторным оборудованием, вычислительной техникой и измерительной аппаратурой. Для успешного выполнения задания студент при подготовке к занятию должен изучить методику проведения экспериментального исследования и подтвердить владение теоретическим материалом в ходе входного контрольного опроса. По результатам лабораторного занятия студент оформляет отчет и защищает его перед преподавателем. Лабораторное занятие проводится с подгруппой, количество студентов в которой не превышает 12 человек.
        Практическое занятие – преподаватель организует детальное рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умение их практического применения путем индивидуального решения студентом поставленных задач или выполнения конкретных заданий. В ходе проведения семинарского занятия преподаватель организует дискуссию по определенным проблемам, к которым студенты готовят рефераты, оценивая качество выступлений, активное участие студента в дискуссии, его умение формулировать и отстаивать свою позицию. Практические и семинарские занятия проводятся с одной учебной группой.
        Консультация – с тудент п олучает ответы от преподавателя на интересующие его вопросы по соответствующей теме дисциплины. Для учебных групп с количеством студентов до пяти человек в расписании занятий могут быть запланированы индивидуальные занятия, включающие в себя элементы лекций, практических, лабораторных занятий и консультаций.
        Помимо проведения аудиторных занятий учебным планом предусматривается выделение времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу студента. Это изучение лекционного материала, подготовка к лабораторным, практическим занятиям и семинарам, самостоятельная проработка отдельных разделов дисциплины, которые не рассматриваются на аудиторных занятиях, выполнение индивидуального задания.
        Индивидуальные задания – это рефераты, эссе, расчетные и графические работы. Их студенты выполняют самостоятельно, с преподавателем лишь консультируются.
        Курсовые проекты (работы) выполняются с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных при освоении учебной дисциплины в целом, и их применения к комплексному решению конкретного задания.
        В помощь студентам при изучении учебных дисциплин в электронной информационно-образовательной среде вуза (вход осуществляется через его сайт) размещены электронные издания (учебники, учебные пособия, практикумы и т.д.), учебно-методические комплексы дисциплин (рабочие программы, конспекты лекций, методические указания, рекомендации к выполнению практических, индивидуальных расчётных и расчётно-графических работ, курсовому проектированию, контрольные вопросы для самостоятельного изучения дисциплин), а также дополнительные материалы (презентации по темам лекционных занятий, справочные, информационные и видеоматериалы).
        В семестре преподаватели оценивают успеваемость студента по дисциплине по результатам защиты отчетов по лабораторным занятиям, работы на практических и семинарских занятиях, устных и письменных контрольных опросов по отдельным темам и разделам учебного материала. Оценки, полученные студентом в ходе теоретического обучения в семестре, обязательно учитываются при итоговом оценивании по дисциплине в период зачётно-экзаменационной сессии.
        Уважаемые первокурсники, вы находитесь в начале пути профессионального становления. Овладевайте знаниями, развивайте ум, творческие способности и самостоятельность. Используйте все возможности, которые предоставляет вам университет: от этого зависит, насколько классными специалистами вы станете.

А. РЯЗАНОВ, начальник отдела
учебно-методической работы
© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2020