В вузе студенты проходят обучение в
составе учебной группы, по расписанию
занятий, состоящих из двух академических часов продолжительностью по
45 минут с пятиминутным перерывом
между ними. С полными сведениями о
времени, месте и виде занятий для каждой группы можно ознакомиться на информационном стенде деканата факультета.
Учебный год включает два семестра –
осенний и весенний. Каждый из них заканчивается зачётно-экзаменацонной
сессией, в ходе которой производится
итоговое оценивание уровня знаний, умений и навыков,
приобретенных студентом при
освоении дисциплин. В семестре, как правило, изучается
8-9 дисциплин. Между семестрами планируются каникулы
общей продолжительностью в
году не менее 8 недель. По завершении весеннего семестра
у студентов может быть предусмотрена учебная или производственная практика.
Виды учебных занятий,
установленых в ДонНТУ
Лекция – основной вид
учебных занятий, ориентированный на усвоение студентами теоретического материала.
Их тематика определяется содержанием дисциплины. Лекции читают, как правило, нескольким группам (потокам)
профессора и доценты, а также
ведущие научные работники или приглашенные специалисты.
Первокурсники, будьте внимательны, ловите каждое слово лектора и не
забывайте услышанное фиксировать в
конспекте! Это вам очень пригодится
при подготовке к экзамену.
Лабораторное занятие – студенты
под руководством преподавателя проводят натурные или имитационные
эксперименты (опыты) с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, приобретают умение работать с
лабораторным оборудованием, вычислительной техникой и измерительной
аппаратурой. Для успешного выполнения задания студент при подготовке
к занятию должен изучить методику
проведения экспериментального исследования и подтвердить владение теоретическим материалом в ходе входного
контрольного опроса. По результатам
лабораторного занятия студент оформляет отчет и защищает его перед преподавателем. Лабораторное занятие проводится с подгруппой, количество
студентов в которой не превышает 12 человек.
Практическое занятие – преподаватель организует детальное рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует
умение их практического применения
путем индивидуального решения студентом поставленных задач или выполнения конкретных заданий. В ходе
проведения семинарского занятия преподаватель организует дискуссию по
определенным проблемам, к которым студенты готовят рефераты, оценивая
качество выступлений, активное участие студента в дискуссии, его умение
формулировать и отстаивать свою позицию. Практические и семинарские занятия проводятся с одной учебной группой.
Консультация – с тудент п олучает
ответы от преподавателя на интересующие его вопросы по соответствующей
теме дисциплины. Для учебных групп с
количеством студентов до пяти человек
в расписании занятий могут быть запланированы индивидуальные занятия,
включающие в себя элементы лекций,
практических, лабораторных занятий и
консультаций.
Помимо проведения аудиторных занятий учебным планом предусматривается выделение времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу
студента. Это изучение лекционного
материала, подготовка к лабораторным,
практическим занятиям и семинарам,
самостоятельная проработка отдельных разделов дисциплины, которые не рассматриваются на аудиторных занятиях, выполнение индивидуального задания.
Индивидуальные задания – это рефераты, эссе, расчетные и графические
работы. Их студенты выполняют самостоятельно, с преподавателем лишь консультируются.
Курсовые проекты (работы) выполняются с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных
при освоении учебной дисциплины в
целом, и их применения к комплексному
решению конкретного задания.
В помощь студентам при
изучении учебных дисциплин в электронной информационно-образовательной
среде вуза (вход осуществляется через его сайт) размещены электронные издания (учебники, учебные
пособия, практикумы и т.д.),
учебно-методические комплексы дисциплин (рабочие
программы, конспекты лекций, методические указания,
рекомендации к выполнению практических, индивидуальных расчётных и расчётно-графических работ,
курсовому проектированию,
контрольные вопросы для
самостоятельного изучения
дисциплин), а также дополнительные материалы (презентации по темам лекционных занятий, справочные,
информационные и видеоматериалы).
В семестре преподаватели оценивают успеваемость студента по дисциплине по результатам защиты отчетов
по лабораторным занятиям, работы на
практических и семинарских занятиях, устных и письменных контрольных
опросов по отдельным темам и разделам
учебного материала. Оценки, полученные студентом в ходе теоретического
обучения в семестре, обязательно учитываются при итоговом оценивании по
дисциплине в период зачётно-экзаменационной сессии.
Уважаемые первокурсники, вы находитесь в начале пути профессионального становления. Овладевайте знаниями,
развивайте ум, творческие способности
и самостоятельность. Используйте все
возможности, которые предоставляет
вам университет: от этого зависит, насколько классными специалистами вы
станете.
А. РЯЗАНОВ, начальник отдела
учебно-методической работы