По инициативе Министерства образования и науки,
а также Министерства молодежи, спорта и туризма
ДНР в вузах Республики прошел конкурс «Лучший куратор – 2020/21». От ДонНТУ в нем, по рекомендации Советов
факультетов, приняли участие 15 кураторов, в группах которых должно было быть не менее 10 студентов. Работу
преподавателей оценивало руководство вуза с привлечением членов Совета по воспитательной работе во главе
с и.о. проректора А.Н. Рязановым. Лучшими стали кураторы, чьи группы имели наибольшие общие и личные достижения в учебе, общественной работе, спортивных мероприятиях и др.
Победителями внутривузовского этапа конкурса в Донецком национальном техническом университете стали
О.А. ШТАГЕР (ИЭФ), Л.А. ЛАЗЕБНАЯ (факультет ИСП)
и Е.С. ДУБИНКА (ФКИТА).
Мы попросили ответить наших замечательных педагогов и наставниц на вопросы редакции, чтобы читатели
смогли ближе познакомиться с ними.
1. Как Вы стали куратором? Это Ваша личная инициатива?
2. Какую группу Вы курируете?
3. Как давно Вы куратор?
4. Что входит в Ваши обязанности?
5. Какие у Вас отношения с подопечными?
6. Встречаетесь ли Вы со своими студентами в неформальной обстановке?
7. Сложно ли быть куратором?
8. Как Вы мотивируете своих студентов к успешному
обучению и общественной деятельности?
9. Что, по Вашему мнению, отличает Вас от других кураторов?
ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА
ЛАЗЕБНАЯ, факультет интеллектуальных систем и программирования,
кафедра прикладной математики
1. Куратор – это преподаватель, которому на кафедре поручают вести одну
из академических групп, подобно классному руководству в школе. Желание
стать куратором возникает далеко не у
каждого педагога, и это легко объясняется. Он получает в нагрузку дополнительные заботы и не всегда самостоятельных
студентов. Понимать, что от тебя во многом зависит студенческая жизнь молодых
людей, – большая ответственность. Но
мне всегда было интересно попробовать
себя в этом деле. Я долгое время преподаю
на подготовительных курсах, встречаю
знакомые лица уже в рядах студентов первого курса. Большую роль в назначении
меня куратором сыграло то, что в 2019 г.
на направление «Прикладная математика» было зачислено 10 ребят, окончивших
ПО, а это половина состава группы, и когда встал вопрос, кто станет ее куратором,
я сама предложила свою кандидатуру. И
ни разу не пожалела об этом.
2. В настоящее время я курирую
группу студентов 3-го курса, обучающихся по специальности «Прикладная
математика».
3. Это первая группа, которую я
курирую, т.е. это мой первый опыт.
4. В период адаптации, когда ребята только начинали вырабатывать модель поведения и общения между собой
и с преподавателями, встречалась с ними
часто: заходила перед парами поприветствовать, спросить, как настроение, какие
вопросы у них появились. Позже такая необходимость снизилась, ребята стали более самостоятельными, ответственными,
но все так же интересуюсь их успехами,
проблемами, провожу проверку посещаемости занятий, выясняю причину отсутствия студентов. Стараюсь привлекать их
к научно-исследовательской и творческой
деятельности, участию в конференциях,
конкурсах, олимпиадах. Важно помочь
каждому найти своё место в разнообразии
мероприятий, студенческих объединений
и проявить свои творческие способности.
Стремлюсь сохранить контингент группы, работаю с отстающими студентами,
взаимодействую с родителями и преподавателями вуза. В общем, в своей работе
с молодежью придерживаюсь принципа:
помогать и поддерживать всегда и во всем.
5. Я стараюсь быть для них другом,
помощником, понять ситуацию и дать
дельный совет, поддержать и подбодрить. Проблемы группы воспринимаю,
как свои собственные, поэтому переживаю и болею за ребят всей душой. Понимая, что студенты – это взрослые люди,
обязательно даю им шанс самостоятельно решать свои сложности, но они знают,
что всегда могут ко мне обратиться за помощью по любому вопросу.
6. К сожалению, нет. Запланировать
мероприятие или встречу сейчас проблематично. Из-за пандемии мы находимся
на дистанционном обучении, поэтому
наше общение сводится к телефонным
разговорам.
7. Я бы не сказала, что сложно, скорее – это большая ответственность. От
куратора многое зависит: успеваемость
студентов, заинтересованность в учебе,
их воспитанность, целеустремленность.
Куратор должен быть корректен, терпим
и эмоционально устойчив. Важно заслужить доверие со стороны студентов, и
тогда работа с группой будет ладиться.
8. Ребята, поступившие в вуз, уже
настроены на успешное обучение. Они
хотят получить знания по специальности, чтобы в будущем, по окончании
вуза, устроиться на хорошее рабочее
место или продолжить учебу в магистратуре. И моя задача поддержать их
стремление учиться. Например, я как
преподаватель очень тщательно готовлюсь к занятиям по читаемым дисциплинам, стараюсь профессионально
изложить учебный материал, заинтересовать своим предметом. Считаю, если
у преподавателя самого не горят глаза,
когда он рассказывает материал, то и
студентам будет неинтересно. Таким
образом, мотивирую ребят личным
примером и заинтересованностью в
предмете. Привлекаю их к обсуждению
разных вопросов, участию в разработке
методических указаний, олимпиадах,
предлагаю самостоятельно сделать выбор по научно-исследовательской работе. Конечно, не забываю похвалить
студента за успехи, ведь похвала перед
однокурсниками прибавит ему уверенности и желания снова достичь хорошего результата.
9. Я человек с очень активной жизненной позицией. Но при этом всегда нахожу время и для своих ребят. Никогда
не захожу в аудиторию к студентам в
плохом настроении, злой или хмурой. А
так как я сама жизнерадостный человек,
то стараюсь и им поднять настроение,
терпимо отношусь к недостаткам и никогда не сдаюсь при первых трудностях.
ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА ШТАГЕР,
инженерно-экономический факультет, кафедра управления бизнесом и
персоналом
1. Профессиональная деятельность
научно-педагогического сотрудника многогранна. Одним из разделов работы
преподавателя является воспитательный процесс. Имея за плечами многолетний опыт работы в сфере образования,
я понимала, что смогу быть куратором
без особых на то усилий. И теперь это
неотъемлемая часть моих должностных
обязанностей. Относительно личной
инициативы могу сказать: те, кто хорошо знаком со мной, знают, что я всегда
готова к любой работе.
2. Начну ответ с того, что самую
лучшую. Наверное, я бы интерпретировала вопрос по-другому. И остановилась
бы не на конкретной группе (их было
много), а на том, что мы готовим будущих специалистов в сфере управления
персоналом. И думаю, что для куратора профессионально важным является
не замыкаться на конкретной группе
определенного года набора. Я придерживаюсь того принципа, что мы должны оставаться кураторами для наших
студентов, и в будущем выпускников, на
всю жизнь. На данный момент я куратор
группы УПЭТ-21.
3. Первой группой, куратором которой я стала, была группа УПЭТ-14.
4. Не буду перечислять все должностные обязанности куратора, с которыми можно ознакомиться в методических
разработках, но считаю, что главное – это качественное и результативное выполнение своей работы. Я должна
скоординировать ее так, чтобы студенты
смогли самостоятельно выстраивать вектор своего развития. А если подходить
с научной точки зрения, то мои обязанности должны заключаться в реализации
базовых функций менеджмента: планировании, организации, координации,
мотивации и контроле. И есть еще один
элемент – это не должно быть обязанностью, это инвестиции в будущее.
5. Ответ на этот вопрос лучше получить от них самих. Но думаю, что доверительные и в рамках субординации.
Скажу, что было очень приятно видеть
себя среди номинантов конкурса «Наш
преподаватель – самый лучший» (ко
Дню работников образования и науки)
по версии студентов.
6. По возможности я стараюсь посещать мероприятия с участием моих
ребят и всегда получаю заряд хорошего
настроения. Ведь их победы и развитие – это наши победы тоже. А если посмотреть по-другому на неформальную
обстановку, то в условиях глобализации
и пандемии социальные сети 24/7 создают нам эти условия.
7. На этот вопрос хочу ответить
фразой Екатерины Тихомировой из
фильма «Москва слезам не верит». Когда подруга спросила, как она управляет
крупным предприятием, Екатерина сказала: «Трудно с тремя, а когда трёх научишься организовывать, дальше число
уже не имеет значения».
8. Мотивация – это одна из базовых
функций управления, в основе которой
лежат инструменты материального и нематериального стимулирования, а также
экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления. Именно поэтому применяю ту или иную «волшебную
палочку» в зависимости от ситуации.
А как показывает профессиональный
опыт, то наибольшее влияние оказывает
личный пример. И инициатива должна
исходить, в первую очередь, от студентов.
9. Я стараюсь отходить от сложившихся стереотипов относительно обязанностей и роли куратора. Поэтому в
своей профессиональной деятельности
я сторонник неформальных методов
управления.
И еще одна важная деталь. В работе
куратора одним из наболевших вопросов является бюрократический аспект.
Хотелось бы его минимизировать и
больше внимания уделять личному взаимодействию со студентами.
ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА ДУБИНКА, факультет компьютерных
информационных технологий и автоматики, кафедра горной электротехники и автоматики им. Р.М. Лейбова
1. Нет, это инициатива кафедры.
2. Для участия в конкурсе – группа АУП-20, это уже 2-й курс. И 1-й курс
АУП-21.
3. Я стала работать в ДонНТУ в
2017 году. Через год мне доверили курировать группу ГЭА-17. Сейчас это
уже 5-й курс.
4. Сложно перечислить все обязанности: обязательные кураторские часы, культурно-просветительская деятельность, контроль успеваемости студентов и посещаемости ими занятий,
помощь в трудные моменты (иногда
нужно и подбодрить, и мотивировать, а
порой дать совет). В общем, много всего.
Я бы сказала, что быть куратором – значит быть наставником, помощником и
воспитателем.
5. Стараюсь выстраивать со студентами дружеские, доверительные отношения, чтобы они делились тем, что волнует, и я могла вовремя увидеть возникающие проблемы.
6. Нет, не приходилось, только в
рамках мероприятий, организованных
на уровне университета.
7. Нет, это не сложно.
8. Лучшая мотивация для студентов –
это стипендия. Беседы на тему востребованности их профессии, важности широкого кругозора и необходимости знаний
в любой изучаемой области помогают
тоже.
9. Сложно ответить на этот вопрос,
когда не знаком с кураторской деятельностью других. Уверена, что мы все похожи в желании успешного будущего
для своих подопечных. Возможно, меня
отличает доброе отношение к ребятам,
я легко располагаю их к себе, и у нас
выстраивается дружеская атмосфера с
первых дней. Я уважаю личность каждого, всегда пытаюсь поставить себя на
их место, чтобы лучше понимать происходящее. Поддерживаю студентов и
защищаю их интересы, они для меня
становятся семьей.
А с точки зрения научной реализации молодежи, меня отличает то, что я
являюсь председателем Совета молодых
ученых ДонНТУ и с первых месяцев
учебы мотивирую студентов к написанию статей, участию в конференциях
и олимпиадах, вступлению в студенческое научное общество. В общем, помогаю всем заинтересованным раскрыть
свой потенциал.