Газета Донецкого национального технического университета.    Выходит с апреля 1921 г.

                                                   


КУРАТОР – ПОМОЩНИК, ЗАЩИТНИК И ДРУГ

       По инициативе Министерства образования и науки, а также Министерства молодежи, спорта и туризма ДНР в вузах Республики прошел конкурс «Лучший куратор – 2020/21». От ДонНТУ в нем, по рекомендации Советов факультетов, приняли участие 15 кураторов, в группах которых должно было быть не менее 10 студентов. Работу преподавателей оценивало руководство вуза с привлечением членов Совета по воспитательной работе во главе с и.о. проректора А.Н. Рязановым. Лучшими стали кураторы, чьи группы имели наибольшие общие и личные достижения в учебе, общественной работе, спортивных мероприятиях и др.
             Победителями внутривузовского этапа конкурса в Донецком национальном техническом университете стали О.А. ШТАГЕР (ИЭФ), Л.А. ЛАЗЕБНАЯ (факультет ИСП) и Е.С. ДУБИНКА (ФКИТА).
       Мы попросили ответить наших замечательных педагогов и наставниц на вопросы редакции, чтобы читатели смогли ближе познакомиться с ними.
       1. Как Вы стали куратором? Это Ваша личная инициатива?
       2. Какую группу Вы курируете?
       3. Как давно Вы куратор?
       4. Что входит в Ваши обязанности?
       5. Какие у Вас отношения с подопечными?
       6. Встречаетесь ли Вы со своими студентами в неформальной обстановке?
       7. Сложно ли быть куратором?
       8. Как Вы мотивируете своих студентов к успешному обучению и общественной деятельности?
       9. Что, по Вашему мнению, отличает Вас от других кураторов?

ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА ЛАЗЕБНАЯ, факультет интеллектуальных систем и программирования, кафедра прикладной математики
       1. Куратор – это преподаватель, которому на кафедре поручают вести одну из академических групп, подобно классному руководству в школе. Желание стать куратором возникает далеко не у каждого педагога, и это легко объясняется. Он получает в нагрузку дополнительные заботы и не всегда самостоятельных студентов. Понимать, что от тебя во многом зависит студенческая жизнь молодых людей, – большая ответственность. Но мне всегда было интересно попробовать себя в этом деле. Я долгое время преподаю на подготовительных курсах, встречаю знакомые лица уже в рядах студентов первого курса. Большую роль в назначении меня куратором сыграло то, что в 2019 г. на направление «Прикладная математика» было зачислено 10 ребят, окончивших ПО, а это половина состава группы, и когда встал вопрос, кто станет ее куратором, я сама предложила свою кандидатуру. И ни разу не пожалела об этом.
       2. В настоящее время я курирую группу студентов 3-го курса, обучающихся по специальности «Прикладная математика».
       3. Это первая группа, которую я курирую, т.е. это мой первый опыт.
       4. В период адаптации, когда ребята только начинали вырабатывать модель поведения и общения между собой и с преподавателями, встречалась с ними часто: заходила перед парами поприветствовать, спросить, как настроение, какие вопросы у них появились. Позже такая необходимость снизилась, ребята стали более самостоятельными, ответственными, но все так же интересуюсь их успехами, проблемами, провожу проверку посещаемости занятий, выясняю причину отсутствия студентов. Стараюсь привлекать их к научно-исследовательской и творческой деятельности, участию в конференциях, конкурсах, олимпиадах. Важно помочь каждому найти своё место в разнообразии мероприятий, студенческих объединений и проявить свои творческие способности. Стремлюсь сохранить контингент группы, работаю с отстающими студентами, взаимодействую с родителями и преподавателями вуза. В общем, в своей работе с молодежью придерживаюсь принципа: помогать и поддерживать всегда и во всем.
       5. Я стараюсь быть для них другом, помощником, понять ситуацию и дать дельный совет, поддержать и подбодрить. Проблемы группы воспринимаю, как свои собственные, поэтому переживаю и болею за ребят всей душой. Понимая, что студенты – это взрослые люди, обязательно даю им шанс самостоятельно решать свои сложности, но они знают, что всегда могут ко мне обратиться за помощью по любому вопросу.
       6. К сожалению, нет. Запланировать мероприятие или встречу сейчас проблематично. Из-за пандемии мы находимся на дистанционном обучении, поэтому наше общение сводится к телефонным разговорам.
       7. Я бы не сказала, что сложно, скорее – это большая ответственность. От куратора многое зависит: успеваемость студентов, заинтересованность в учебе, их воспитанность, целеустремленность. Куратор должен быть корректен, терпим и эмоционально устойчив. Важно заслужить доверие со стороны студентов, и тогда работа с группой будет ладиться.
       8. Ребята, поступившие в вуз, уже настроены на успешное обучение. Они хотят получить знания по специальности, чтобы в будущем, по окончании вуза, устроиться на хорошее рабочее место или продолжить учебу в магистратуре. И моя задача поддержать их стремление учиться. Например, я как преподаватель очень тщательно готовлюсь к занятиям по читаемым дисциплинам, стараюсь профессионально изложить учебный материал, заинтересовать своим предметом. Считаю, если у преподавателя самого не горят глаза, когда он рассказывает материал, то и студентам будет неинтересно. Таким образом, мотивирую ребят личным примером и заинтересованностью в предмете. Привлекаю их к обсуждению разных вопросов, участию в разработке методических указаний, олимпиадах, предлагаю самостоятельно сделать выбор по научно-исследовательской работе. Конечно, не забываю похвалить студента за успехи, ведь похвала перед однокурсниками прибавит ему уверенности и желания снова достичь хорошего результата.
       9. Я человек с очень активной жизненной позицией. Но при этом всегда нахожу время и для своих ребят. Никогда не захожу в аудиторию к студентам в плохом настроении, злой или хмурой. А так как я сама жизнерадостный человек, то стараюсь и им поднять настроение, терпимо отношусь к недостаткам и никогда не сдаюсь при первых трудностях.
ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА ШТАГЕР, инженерно-экономический факультет, кафедра управления бизнесом и персоналом
       1. Профессиональная деятельность научно-педагогического сотрудника многогранна. Одним из разделов работы преподавателя является воспитательный процесс. Имея за плечами многолетний опыт работы в сфере образования, я понимала, что смогу быть куратором без особых на то усилий. И теперь это неотъемлемая часть моих должностных обязанностей. Относительно личной инициативы могу сказать: те, кто хорошо знаком со мной, знают, что я всегда готова к любой работе.
       2. Начну ответ с того, что самую лучшую. Наверное, я бы интерпретировала вопрос по-другому. И остановилась бы не на конкретной группе (их было много), а на том, что мы готовим будущих специалистов в сфере управления персоналом. И думаю, что для куратора профессионально важным является не замыкаться на конкретной группе определенного года набора. Я придерживаюсь того принципа, что мы должны оставаться кураторами для наших студентов, и в будущем выпускников, на всю жизнь. На данный момент я куратор группы УПЭТ-21.
       3. Первой группой, куратором которой я стала, была группа УПЭТ-14.
       4. Не буду перечислять все должностные обязанности куратора, с которыми можно ознакомиться в методических разработках, но считаю, что главное – это качественное и результативное выполнение своей работы. Я должна скоординировать ее так, чтобы студенты смогли самостоятельно выстраивать вектор своего развития. А если подходить с научной точки зрения, то мои обязанности должны заключаться в реализации базовых функций менеджмента: планировании, организации, координации, мотивации и контроле. И есть еще один элемент – это не должно быть обязанностью, это инвестиции в будущее.
       5. Ответ на этот вопрос лучше получить от них самих. Но думаю, что доверительные и в рамках субординации. Скажу, что было очень приятно видеть себя среди номинантов конкурса «Наш преподаватель – самый лучший» (ко Дню работников образования и науки) по версии студентов.
       6. По возможности я стараюсь посещать мероприятия с участием моих ребят и всегда получаю заряд хорошего настроения. Ведь их победы и развитие – это наши победы тоже. А если посмотреть по-другому на неформальную обстановку, то в условиях глобализации и пандемии социальные сети 24/7 создают нам эти условия.
       7. На этот вопрос хочу ответить фразой Екатерины Тихомировой из фильма «Москва слезам не верит». Когда подруга спросила, как она управляет крупным предприятием, Екатерина сказала: «Трудно с тремя, а когда трёх научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения».
       8. Мотивация – это одна из базовых функций управления, в основе которой лежат инструменты материального и нематериального стимулирования, а также экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления. Именно поэтому применяю ту или иную «волшебную палочку» в зависимости от ситуации. А как показывает профессиональный опыт, то наибольшее влияние оказывает личный пример. И инициатива должна исходить, в первую очередь, от студентов.
       9. Я стараюсь отходить от сложившихся стереотипов относительно обязанностей и роли куратора. Поэтому в своей профессиональной деятельности я сторонник неформальных методов управления.
       И еще одна важная деталь. В работе куратора одним из наболевших вопросов является бюрократический аспект. Хотелось бы его минимизировать и больше внимания уделять личному взаимодействию со студентами.
       ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА ДУБИНКА, факультет компьютерных информационных технологий и автоматики, кафедра горной электротехники и автоматики им. Р.М. Лейбова
       1. Нет, это инициатива кафедры.
       2. Для участия в конкурсе – группа АУП-20, это уже 2-й курс. И 1-й курс АУП-21.
       3. Я стала работать в ДонНТУ в 2017 году. Через год мне доверили курировать группу ГЭА-17. Сейчас это уже 5-й курс.
       4. Сложно перечислить все обязанности: обязательные кураторские часы, культурно-просветительская деятельность, контроль успеваемости студентов и посещаемости ими занятий, помощь в трудные моменты (иногда нужно и подбодрить, и мотивировать, а порой дать совет). В общем, много всего. Я бы сказала, что быть куратором – значит быть наставником, помощником и воспитателем.
       5. Стараюсь выстраивать со студентами дружеские, доверительные отношения, чтобы они делились тем, что волнует, и я могла вовремя увидеть возникающие проблемы.
       6. Нет, не приходилось, только в рамках мероприятий, организованных на уровне университета.
       7. Нет, это не сложно.
       8. Лучшая мотивация для студентов – это стипендия. Беседы на тему востребованности их профессии, важности широкого кругозора и необходимости знаний в любой изучаемой области помогают тоже.
       9. Сложно ответить на этот вопрос, когда не знаком с кураторской деятельностью других. Уверена, что мы все похожи в желании успешного будущего для своих подопечных. Возможно, меня отличает доброе отношение к ребятам, я легко располагаю их к себе, и у нас выстраивается дружеская атмосфера с первых дней. Я уважаю личность каждого, всегда пытаюсь поставить себя на их место, чтобы лучше понимать происходящее. Поддерживаю студентов и защищаю их интересы, они для меня становятся семьей.
       А с точки зрения научной реализации молодежи, меня отличает то, что я являюсь председателем Совета молодых ученых ДонНТУ и с первых месяцев учебы мотивирую студентов к написанию статей, участию в конференциях и олимпиадах, вступлению в студенческое научное общество. В общем, помогаю всем заинтересованным раскрыть свой потенциал.


© Донецкий политехник, Донецкий национальный технический университет, 2002-2021