Донецкий политехник, 16 сентября 2002 г.
ЖИЗНЬ ПО МАКСИМУМУ
|
|
6 сентября исполнилось 80 лет ветерану Великой Отечественной войны, профессору кафедры ГЗТиЛ, заслуженному работнику высшей школы УССР, горному инженеру III ранга, награжденному двумя орденами Отечественной войны и знаками "Шахтерская слава" I, II и III степеней Николаю Денисовичу Мухопаду.
|
У каждого человека свой единственный путь, своя дорога. Нелегкая жизненная судьба выпала на долю профессора Николая Денисовича Мухопада, который 6 сентября отпраздновал свой 80-летний юбилей.
Окончив среднюю школу №33, что на станции Ворожба Белопольского района Сумской области, он в 1940-м году уехал в Донбасс, чтобы продолжить учебу в институте. В сентябре 1940 года Николай Мухопад стал студентом горноэлектромеханического факультета Донецкого индустриального института. До 1941 года жители Донбасса жили обычной жизнью. Шахтеры добывали уголь, металлурги варили сталь, а студенты и школьники учились. Но внезапно грянула война, и народ великой державы в едином порыве поднялся на защиту Родины.
Сообщение о начале Великой Отечественной войны застало студентов и преподавателей ДИИ (ныне ДонНТУ) в конце экзаменационной сессии. И студентам, и преподавателям предстояло выдержать самое ответственное и тяжелое испытание. В связи с военным положением были отменены летние каникулы. В последний день августа 1941 года около 1500 студентов, преподавателей и служащих института выехали на строительство оборонительных сооружений в восточные районы Днепропетровской и Запорожской областей.
В начале октября 1941 года ситуация на фронте резко обострилась - немецко-фашистские войска начали наступление. Утром 10 октября студенты и преподаватели небольшими группами начали отходить на восток, чтобы не попасть в окружение.
В середине октября трое студентов - Владимир Нестеренко, Борис Петренко и Николай Мухопад - направились в г. Прокопьевск (Кузбасс), куда был эвакуирован институт. К концу октября ребята добрались до Сталинграда, но попытка уйти на фронт не удалась. В начале ноября без денег и теплой одежды троица студентов оказалась в г. Ершове. Николай устроился на работу в ближнем колхозе, а в январе 1942 года, добравшись до г. Пугачева, где осуществлялось формирование маршевых рот, добровольцем ушел в действующую армию.
В составе одной из таких рот рядовой Мухопад в феврале 1942 года отправился воевать с фашистскими захватчиками. Свое первое ранение и первую боевую награду он получил, защищая Севастополь. 250 дней и ночей продолжалась героическая оборона города. И только когда иссякли боеприпасы, продовольствие и питьевая вода, врагу удалось прорваться к разрушенному Севастополю, который 30 июня 1942 года был оставлен его защитниками. Доставленных в Новороссийск раненых фронтовиков распределили по разным госпиталям. После выписки гвардеец, наводчик 120-милиметрового миномета младший сержант Мухопад отправился воевать на Северный Кавказ.
Разгром крупнейшей группировки гитлеровской армии под Сталинградом, тысячные потери противника на других участках фронта создали общую благоприятную обстановку для наступления советских войск, особенно в районах Кавказа. Создавшаяся угроза окружения всей вражеской кавказской группировки вынудила гитлеровцев в первых числах января 1943 года поспешно отступать на запад. В результате наступления наших войск они несли большие потери. Перед бойцами Северо-Кавказского фронта стояла задача изгнать врага с Кубани и Таманского полуострова, освободить Краснодар и Новороссийск. В выполнении этой задачи участвовала и 256-я стрелковая бригада, в составе которой был батальон 120-милиметровых минометов.
В 1943 году Николай был направлен в 3-е Харьковское танковое училище (г. Чарджоу, Туркменистан). По его окончанию гвардии младший лейтенант танковых войск, командир танка Николай Мухопад получил на заводе в г. Горьком прекрасную машину Т-34, на которой с боями прошел по фронтовым дорогам от Люблина (Польша) до Кенигсберга (Восточная Пруссия, Германия).
В 1945 году закончились военные пути-дороги, по которым отшагал студент Донецкого индустриального института Николай Мухопад. С чувством выполненного долга фронтовик возвращался домой, а впереди его ждали долгие годы созидательной мирной жизни. Окончив в 1950г. с отличием институт (ДИИ) и получив специальность горного инженера-электромеханика, бывший гвардеец и фронтовик Николай Денисович Мухопад был оставлен для работы преподавателем в родном ему Донецком индустриальном институте на кафедре горнозаводского транспорта, а уже через ??? года ему доверили возглавить высшие инженерные курсы. На них повышали квалификацию люди, уже занимавшие высокие руководящие посты, например, Миронов (будущий первый секретарь обкома партии) Хохлов (в будущем зам. министра), Сургай (в будущем министр угольной промышленности Украины) и др. Привыкшие главенствовать на производстве, они и в институте занимали активную жизненную позицию. И вот таким непростым коллективом должен был управлять 30-летний Мухопад.
Прошло много лет после закрытия курсов, но тот период работы для Николая Денисовича особенно памятен. Его постоянно тянет встретиться со своими выпускниками, узнать об их жизни и судьбе. Нет-нет, да и навестит того или иного бывшего ВИКовца на производстве.
Потом Николай Денисович был деканом горноэлектромеханического факультета, проректором по учебной работе, но всегда при этом оставался Педагогом. Большое внимание он уделял и уделяет сейчас методической работе. Первое учебное пособие Николая Денисовича, вышедшее в 1970 году, наиболее полно отражало специфику специальности. Его учебник "Транспортные машины" был переиздан в 1993 году на украинском языке и на востоке Украины получил название "перша ласт?вка". В настоящее время для студентов горных специальностей он является основной литературой по рудничному транспорту. Но профессор Мухопад не останавливается на достигнутом . Он всегда идет в ногу со временем и по духу, по непреходящему стремлению ко всему новому моложе некоторых молодых.
Начиная с 1985 года, Николай Денисович очень активно и результативно работает над созданием литературы на электронных носителях. Он первым в университете по курсу "Рудничный транспорт" для студентов горных специальностей создал полный комплект учебно-методической литературы вначале на русском, а затем на украинском языке и решил тем самым три задачи. Во-первых, все, желающие получить знания по курсу "РТ", могут почерпнуть их, открыв необходимый сайт, во-вторых, содержащуюся в нем информацию можно оперативно пополнять новыми сведениями, и, в-третьих, в Донбассе снимается проблема изучения курса, т.к. он изложен на электронных носителях, причем на украинском языке.
Работая над усовершенствованием учебно-методической литературы по курсу "РТ", он одновременно разрабатывает технологию его изучения и апробирует ее на студентах, которым разрешено заниматься по индивидуальному графику, а также на отличниках. Ее суть в том, что студенты по различным разделам курса самостоятельно пишут рефераты, затем их защищают и получают соответствующую оценку, которая учитывается при сдаче экзамена, если его вообще приходится сдавать. Чаще набранные рейтинговые оценки засчитываются как экзаменационные.
Опыт работы по новой технологии обсуждался на заседании кафедры ГЗТиЛ, научно-методических конференциях факультета ЭМА и университета и получил положительную оценку. В настоящее время ведется активная работа по широкому внедрению его в учебный процесс. Николай Денисович всегда вдумчиво, творчески подходит к подготовке специалистов, тщательно анализирует сделанное, постоянно апробирует новые методики. И возраст вовсе не помеха тому, кто постоянно в поиске, кто привык жить по - максимуму.
Елена Коваленко, Ольга Зимоглядова.
|
|