Донецкий политехник, 25 марта 2002 г.


В 2000 г. доцент кафедры руднотермических процессов и малоотходных технологий В.В.Кочура выиграл грант правительства США для молодых преподавателей вузов (Junior Faculty Development Program) на прохождение стажировки в США по направлению экология. Программа включала 9 месяцев академических занятий и 2 месяца интернатуры.

Владимир Васильевич проходил стажировку в одном из лучших вузов Америки - университете им. Джорджа Вашингтона, расположенном недалеко от Белого Дома в самом центре столицы США в г.Вашингтоне. В интернатуре он работал консультантом в Американском институте чугуна и стали, который также находится в центре столицы.

На последнем семинаре, который проводит отдел внешних связей и ВЭД, рассказ В.В. Кочуры об особенностях учебного процесса в американском вузе вызвал большой интерес, и поступило предложение опубликовать этот материал, что мы и делаем.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В АМЕРИКАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Свой рассказ об особенностях учебного процесса в американском университете хочу начать с того факта, что американская система образования децентрализована: каждый штат развивает систему как общественных, так и частных учебных заведений. Все они различаются по числу студентов, количеству лет обучения, отношению к религии, форме собственности и имеют разные источники финансирования. Высшее образование в США платное. Студенты обязаны платить за обучение, проживание (в общежитиях или частном секторе, если живут не дома), за книги и учебные материалы, а часто еще и за лабораторную базу. Плата зависит от типа университета, его престижности, конкретной специальности и может колебаться от 2 до 20 и более тыс. долларов в год. Плата за обучение в частных университетах выше, чем в государственных. Например, в частном университете им. Джорджа Вашингтона она составляет около 30 тыс. долларов.

В стране насчитывается около 2 тыс. частных и 1600 общественных учебных заведений, где обучается более 14 млн. студентов. Их средний возраст составляет 25-30 лет.

В университетах Соединенных Штатов действуют стандарты образования, которые утверждаются как для институтов в целом, так и для всех специальностей. Специальная аккредитация осуществляется различными профессиональными объединениями и ассоциациями.

Профессорско-преподавательский состав.

Университет им. Джорджа Вашингтона один из самых престижных в Соединенных Штатах, в прошлом году он отметил 180-летие. На восьми его факультетах обучается более 19000 студентов, преподавание ведут около 1050 преподавателей. Учебный процесс в университете осуществляют так называемые полные профессора (40 % всех преподавателей), доценты (30 %), ассистенты профессоров (28 %), лекторы или инструкторы (2 %).

Лекторы постоянно контактируют со студенческой группой на протяжении семестра, ведут не менее двух групп и встречаются с ними не менее трех раз в неделю в лаборатории или аудитории. Они имеют ограниченный опыт преподавания или вообще его не имеют. Поэтому на эту должность принимают с испытательным сроком (до года) и контракт не продлевается в случае несоответствия ей.

Ассистенты профессора принимают активное участие в учебном процессе, организуют исследовательскую (лабораторную) деятельность студентов и пишут докторскую диссертацию (в США нет ученой степени кандидата наук). За время работы по контракту (до 7 лет) ассистент профессора обязан защитить диссертацию и зарекомендовать себя как ученый и преподаватель.

Доценты, помимо активного участия в учебном процессе (чтение лекций, другие виды занятий), должны иметь значительные научные достижения - только тогда они могут быть избраны на должность профессора.

Профессора читают лекции (обычно 1 предмет в семестр), принимают экзамены и научные работы студентов, являются университетскими лидерами и имеют свои научные школы. Как правило, количество полных профессоров в подразделениях университета ограничено.

Каждое структурное подразделение университета, ведущее учебный процесс, до начала семестров определяет перечень учебных дисциплин и количество кредитов по ним. Количество кредитов, или кредитных часов, определяется по каждой дисциплине и соответствует количеству аудиторных часов по предмету в неделю. Оно может быть показателем уровня сложности курса. Среднее значение кредитных часов по дисциплине составляет в основном три.

Подготовка специалистов осуществляется по двум уровням: бакалавра (Bachelor of Science) и магистра (Master of Science). Возможно получить и степень доктора (Doctor of Science). Как правило, после получения степени бакалавра (обучение - 4 года) молодые специалисты идут работать по своей специальности, и лишь накопив достаточный опыт и заработав определенную сумму денег, возвращаются в университет для дальнейшего обучения по избранной специальности в магистратуре (2 года) и затем в докторантуре (3 года).

Студенты, которые берут 12-17 кредитов (12-17 аудиторных часов в неделю), называются студентами полного времени обучения (Full Time Student), а берущие менее 12 кредитов - студентами неполного времени обучения (Part Time Student). Для получения степени бакалавра инженерам-экологам необходимо набрать 127 кредитов, а для получения степени магистра к ним надо еще добавить 30 кредитов. Докторант должен иметь еще 90 кредитов, кроме бакалаврских (докторская диссертация оценивается в 16 кредитов).

Основными формами занятий студентов, так же как и в наших университетах, являются обязательное посещение лекций, выполнение лабораторных работ, семинары, написание различных видов учебных и научных работ.

Лекции.

Хотелось бы сказать несколько слов о лекциях и методике их чтения. Как правило, лекции в американских университетах читаются студентам от минимальных групп численностью 10-20 человек и до 500. Продолжительность лекции для курса, оцениваемого в 3 кредита, составляет обычно 150 минут (1 академический час равен 50 минутам). Как и у нас, каждый профессор имеет свою манеру чтения, методику преподавания, но особенностью чтения лекции в американском университете является отсутствие европейской академичности, когда профессор читает лекцию, а студенты слушают и конспектируют. В американских университетах лекторы активно включают студентов в работу, делают паузы, давая возможность аудитории отреагировать на их слова и высказать свое мнение.

Но главной особенностью является то, что студенты приходят на лекцию подготовленными, предварительно прочитав материал будущей лекции по учебнику (от 20 до 100 страниц печатного текста). На занятиях происходит закрепление самостоятельно изученного материала. Профессор не пересказывает учебник, а дает ключевые моменты и материал, которого нет в учебнике.

Это происходит следующим образом. На первом занятии преподаватель раздает студентам программу курса ("syllabus"), напечатанную на 1-2 страницах. В ней указывается название курса, его цель, название учебника, часы консультаций, темы лекций по датам с четким определением соответствующих глав или даже страниц из учебника для каждого занятия, домашние задания к каждой лекции, даты защиты курсовой работы, промежуточного (в середине семестра) и конечного (в конце семестра) экзаменов, а также как будет выводиться оценка студента по курсу.

Семинары проводятся, как правило, в небольших группах (не более 15 человек) для студентов предпоследнего и последнего годов обучения. Они проходят в форме дискуссий по тому вопросу, который выносится на рассмотрение. Каждый студент при этом высказывает свое мнение, отстаивает его, но в результате достигается определенный консенсус.

Научно-исследовательская работа. Следует отметить, что университет имени Джорджа Вашингтона имеет прекрасное современное оборудование для лабораторий, где студенты имеют возможность овладеть практическими навыками их будущих профессий. Специфика организации научной деятельности в США проявляется в том, что, в отличие от нашей страны, где наука преимущественно сосредоточена в академических институтах системы Национальной академии наук Украины, а также отраслевых академий наук, в Соединенных Штатах именно университеты выполняют основную массу научных исследований. Поэтому студенты имеют возможность принимать в них участие. В составе университета им.Джорджа Вашингтона насчитывается более 60 научных институтов.

Преподаватели должны не только учить студентов, но и заниматься научной работой по теме читаемой дисциплины с публикацией результатов в научных журналах и выступлениями на конференциях. Лаборатории, как правило, открыты для студентов с восьми утра до полуночи, большинство работают и в выходные дни, кроме государственных праздников. Задание на выполнение лабораторных работ студенты получают в начале семестра, поэтому они имеют возможность рационально спланировать свое время. Формы контроля за выполнением лабораторных работ со стороны преподавателей могут быть разными: контроль над ходом эксперимента, письменные отчеты студентов. Последние наиболее часто выполняются на компьютерах, а результаты посылаются преподавателям по электронной почте.

Формы контроля знаний студентов.

Знания студентов преподаватели оценивают на экзаменах, в ходе выполнения домашних заданий, курсовых работ, выступлений на занятиях. Все экзамены в университете принимаются в письменном виде (за исключением творческих специальностей), поскольку это считается наиболее демократическим. При этом преподаватель имеет возможность объективно оценить знания студента, а в случае его несогласия с оценкой - доказать свою правоту. Объективности оценки знаний способствует также то, что американские студенты не пользуются шпаргалками и не списывают ответы с учебников или конспектов.

Экзамены бывают разных видов: опрос в форме вопросов и ответов (правильно, неправильно); тестирование, в котором предлагается несколько вариантов ответов, один из которых правильный; короткие ответы на вопросы; развернутые ответы на вопросы; проблемные задачи. Результаты экзаменов оцениваются по четырехбальной шкале.

Несколько слов о курсовых работах. На первом занятии преподаватель выдает студентам список рекомендуемых тем курсовых работ. На следующем студент обязан сдать преподавателю информацию (на 1-2 странички), содержащую название темы из списка или предложить свою тему, цель работы, календарный план, предполагаемые результаты и т.п.

В середине семестра в аудиторное время студенты делают презентацию о ходе выполнения курсовой работы (5-7 минут) с использованием наглядных пособий (прозрачных пленок или PowerPoint), а в конце - презентацию (10-15 минут) и защищают работу.

Общая оценка по курсовой работе включает в себя оценку:

  • пояснительной записки (70 %)
  • защиты (15 %)
  • промежуточной презентации (10 %)
  • написания цели работы и составления плана (5 %).

Особо хочется отметить высокий уровень вычислительной техники, имеющейся в распоряжении студентов: в каждом учебном корпусе университета есть несколько компьютерных классов (до 50 посадочных мест), оборудованных современными компьютерами и программным обеспечением и открытых круглосуточно. Большую часть своего "свободного" времени студенты проводят здесь, выполняя домашние задания, лабораторные и курсовые работы, а также проводя поиск в сети Internet.

Все читаемые в университете дисциплины объединены в единую компьютерную сеть "Prometheus". Здесь размещается дополнительный материал к лекциям и проводятся дискуссии по темам лекций после занятий.

Оценка студента по курсу рассчитывается как средневзвешенная и включает в себя:

  • экзамен промежуточный (30 %);
  • экзамен в конце семестра (30 %);
  • курсовая работа (25 %);
  • выступления с докладами на лекциях (10 %);
  • посещение занятий (5 %).

Средний балл рассчитывается по количеству кредитов и курсов, изучаемых на протяжении семестра. Следует отметить, что студенты не получают автоматически соответствующие баллы, а должны заработать их в течение семестра, то есть посещение занятий, активное участие в лекциях и семинарах, успешное написание курсовых, сдача экзамена в середине курса и по его окончании - это все ступеньки для набора баллов.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что вся система образования в США направлена на воспитание сильной, независимой личности, рассчитывающей на свои собственные силы.