Донецкий политехник № 12,
28 августа 2003 г.




Обучение в вузе

    Что, казалось бы, нового может быть в процессе обучения? Учитель старается доходчивее растолковать новую тему, а ты, если есть желание, разобраться в ней и больше запомнить, чтобы поменьше сидеть над уроками дома. В основном так было в школе. В вузе же организация учебного процесса имеет существенные отличия. Он осуществляется в следующих формах.

ЛЕКЦИИ - основная форма проведения учебных занятий в вузе. Тематика курса лекций определяется рабочей учебной программой. Лектор должен придерживаться учебной программы, но при этом он не ограничен в вопросах трактовки учебного материала, формах и способах донесения его до студентов. Так что, уважаемые первокурсники, будьте бдительны. Ловите каждое слово своего преподавателя и не забывайте услышанное фиксировать в тетради. Это вам очень пригодится при подготовке к экзаменам.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ - на них студент под руководством преподавателя проводит лично натурные или имитационные эксперименты или исследования с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины. Лабораторные занятия включают проведение поточного контроля подготовленности студентов к конкретной лабораторной работе. В завершение студент оформляет отчет по ней и защищает работу перед преподавателем.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ - на них преподаватель организует детальное рассмотрение отдельных положений учебной дисциплины и формирует умение и навыки их практического использования путем индивидуального выполнения конкретных заданий. Оценки, полученные студентами за отдельные практические занятия, учитываются при выставлении итоговой оценки по данной дисциплине.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ - на них преподаватель организует дискуссию вокруг заранее вынесенных тем, по которым студенты готовят тезисы выступлений на основе индивидуально выполненных заданий (рефератов). На каждом занятии преподаватель оценивает качество рефератов, выступлений, активность студента в дискуссии, умение формулировать и отстаивать свою позицию.

КОНСУЛЬТАЦИИ - это форма учебного занятия, при которой вопросы задает не преподаватель, а студент. Консультация может быть индивидуальной или проводиться для группы студентов.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ - это могут быть рефераты, расчетные, графические, курсовые, дипломные проекты или работы. Индивидуальные задания студенты выполняют самостоятельно, с преподавателем лишь консультируются.

КУРСОВЫЕ ПРОЕКТЫ (РАБОТЫ) - хорошая возможность применения полученных знаний для комплексного решения конкретного задания по специальности. К ним следует подходить более чем серьезно, т.к. нередко начатое в курсовом проекте исследование получает развитие при подготовке дипломного проекта или работы, которыми и завершается процесс обучения в вузе.

    Самостоятельная работа студента является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных занятий время. Отведенное для нее время регламентируется рабочим учебным планом и должно составлять не менее 1/3 и не более 2/3 от общего объема учебного времени студента, отведенного для изучения конкретной дисциплины. Самостоятельно изученный материал выносится на итоговый контроль наряду с материалом, освоенным с помощью преподавателя.

    Практическая подготовка является обязательным компонентом обучения. Она проводится на предприятиях и в организациях под руководством преподавателя и соответствующего специалиста.

    В вузе существуют и отличные от школьных формы контроля знаний, которые включают поточный и итоговый контроли.

    Поточный контроль осуществляется во время проведения практических, лабораторных и семинарских занятий. В ДонНТУ практикуются также межсессионный и модульный контроли.

    Межсессионный контроль проводится один раз в середине семестра и носит профилактический характер. Студентам по каждой дисциплине преподаватели выставляют "плюс" или "минус" для того, чтобы иметь общее представление об успеваемости и своевременно предпринять меры к отстающим.

    Модульный контроль (МК) знаний используется с целью повышения качества изучения дисциплин за счет систематической, ритмичной работы студентов в течение всего семестра. Учебный модуль - это один или несколько самостоятельных завершенных разделов изучаемой дисциплины. Например, в физике модулем может быть "Механика", "Оптика", а в математике - "Аналитическая геометрия" и т.д.

    Студент, изучивший все разделы, внесенные в содержание учебного модуля и сдавший их при модульном контроле с положительной оценкой ("удовлетворительно", "хорошо" или "отлично"), а также выполнивший все расчетные, контрольные и лабораторные задания и работы, относящиеся к зачетному модулю и предусмотренные учебным планом, освобождается от экзамена по материалу, входящему в зачетный модуль дисциплины. Студент, не прошедший два модульных контроля или получивший неудовлетворительные оценки, сдает экзамен на общих основаниях в полном объеме. Если студент сдал с положительной оценкой только один модульный контроль, то на экзамен ему выносится материал не сданного модуля.

    В течение семестра проводятся два модульных контроля. Студент, прошедший два МК с положительной оценкой, освобождается от экзамена по дисциплине и ему выставляется оценка, которую преподаватель определяет по результатам двух модульных контролей. Если студент не согласен с оценкой при МК, то он имеет право сдавать экзамен по материалу соответствующего модуля.

    Модульный контроль проводится в письменном виде в часы, отведенные для консультаций по дисциплине. Если студент при проведении МК отсутствовал без уважительных причин, то повторная сдача запрещается.

    Итоговый контроль включает семестровый контроль, т.е. зачеты и экзамены в конце каждого семестра и государственную аттестацию. Студент может быть допущен к итоговому контролю по конкретной дисциплине при условии, что он выполнил по ней все виды работ. Студенты, получившие во время экзаменационной сессии больше двух неудовлетворительных оценок, из вуза отчисляются. К пересдаче экзамена допускаются те, кто получил один или два "неуда". Каждую дисциплину пересдавать можно два раза.

При подготовке материала использовано
"Положение об организации учебного процесса",
утвержденное Министерством образования Украины.