Донецкий политехник № 12, 28 августа 2003 г.
КОНСПЕКТированию тоже НАДО учиться
Конспектирование лекций неотъемлемая и очень важная часть процесса обучения в вузе. Конспект - это краткое (именно краткое) изложение лекции, книги или другой информации. Основные положения лекции преподаватели вуза обычно излагают в более медленном темпе и их можно записать без особого труда. При наличии навыков можно законспектировать до 150-ти слов в минуту. Поэтому очень важно уже с первого курса работать над совершенствованием приемов конспектирования.
Известно несколько видов памяти: слуховая, зрительная, двигательная (моторная), логическая; их сочетание позволяет понять, усвоить и запомнить учебную информацию. Очень редко встречаются студенты, которые не конспектируют лекции, полагаясь на слуховую и зрительную память, но в подавляющем большинстве случаев конспектирование необходимо даже при наличии учебников (а тем более при их нехватке).
Конспект как бы суммирует и обобщает увиденное и услышанное, при этом процесс писания помогает запоминанию. Студент знакомится с новыми понятиями, терминами, законами, определениями; вслед за лектором он осмысливает информацию и фиксирует ее в конспекте, который оказывает существенную помощь при подготовке к экзамену. Основой рационального конспектирования является скоропись, которую необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Одной из ее разновидностей является стенографирование, но, во-первых, ему нужно специально обучаться, а во-вторых, стенограмма требует последующей расшифровки, и, следовательно, дополнительных затрат труда и времени. Часто применяются различные сокращения слов и даже предложений. Приведем пример. Лектор говорит: "Значительная часть работ знаменитого Галилея была посвящена решению задач о зависимости между размерами балок и других брусьев и теми нагрузками, которые могут выдержать эти элементы конструкций". Студент, внимательно выслушав, записываеет:"Галилей решал задачи зависимости размеров балок (брусьев) от нагрузок". Смысл предложения сохранен, объем записи значительно уменьшен. Много сокращений в математике, когда условные знаки заменяют слова (равно, не равно, не более, не менее, максимум, минимум, синус, бесконечность, взаимно перпендикулярно и т.д.). Конечно, у каждого студента могут быть и свои условные знаки, важно только, чтобы записи и обозначения в конспекте были доступны и понятны ему самому. Не рекомендуется сокращать фамилии и специальные термины (Бернулли, Рэлей, апробация, картридж и т. д.).
Наиболее важные места в конспекте можно выделять с помощью восклицательных знаков (одним, двумя, тремя - в зависимости от важности материала). Большой буквой Т можно отметить выводы и доказательства (теория), а буквой З - задачи. Окончательные формулы полезно заключать в рамку.
При вычерчивании на глаз даже простейших фигур (круг, кольцо, квадрат) возникают искажения из-за иллюзии зрения, поэтому можно сначала фигуру оконтурить карандашом, поворачивая ее на угол Q/2, а затем обвести ее ручкой. Для повышения мыслительной деятельности нередко требуется активизация правого мозгового полушария. Одним из приемов может быть периодическое писание и черчение другой рукой (для правшей - левой). С непривычки это делать довольно трудно, поэтому такие навыки целесообразно сначала практиковать во внеурочное время.
Дома все записи полезно тщательно просмотреть, устранить неточности и погрешности и подчеркнуть заголовки и ключевые слова (лучше красной волнистой линией). Наконец отметим, что одно лишь знакомство с различными приемами конспектирования не принесет студенту пользы до тех пор, пока он сам не станет настойчиво и последовательно применять эти приемы. Это аналогично, например, езде на велосипеде: надо пробовать, ошибаться, падать и учиться.
С. ЖЕДАНОВ, почетный профессор ДонНТУ.
|